Вечерний Северодвинск
Номер от 25 сентября 2008 г.

Тюлень без весла
Больше памятников, хороших и разных?

В минувшие выходные в сибирском городе Мариинске торжественно открыли памятник картошке. «Второй хлеб» увековечили в дереве не просто так, а в память о далеком 1942 годе, когда в одном из Мариинских совхозов был установлен мировой рекорд урожая – 1331 центнер картофеля с гектара.

РОССИИ прошли времена официально одобренных памятников вождей в кепках и без оных и идеологически проверенных девушек с веслами. Теперь, кого или что увековечить, решают общественность, местные власти, деньги и чувство юмора.

Благодаря последнему, например, в Москве появился памятник популярнейшему в СССР плавленому сырку «Дружба». И теперь непримиримые противники ворона и лисица сидят, обнявшись, на пеньке и нежно прижимают к себе плавленый сырок, который воспроизведен очень досконально - даже со штрих-кодом.

В Воронеже, естественно на улице Лизюкова, установили памятник мультяшному котенку. Удостоилась такой чести и буква «Ё», и не где-нибудь, а в Ульяновске, на родине своего родителя Николая Карамзина. В Мытищах увековечили водопровод. В соседней Карелии – водопроводный кран, и сразу в нескольких российских городах поставили памятники их высокоблагородиям сантехникам.

В Урюпинске, который был знаменит своими пуховыми платками, есть памятник козе. В Холмогорах не так давно установили памятник, правда, больше смахивающий на надгробную плиту, корове знаменитой холмогорской породы. И если в Тамбове поставили-таки памятник «надежному товарищу» волку, то логично было бы предположить, что в Казани появится памятник сироте, а где-нибудь в Сибири – валенку.

В Перми, во дворе Центра сердечно-сосудистой хирургии, стоит гигантское пятитонное человеческое сердце из красного гранита. А в Брюсселе есть 27-метровый памятник молекуле железа. В Японии пошли дальше и установили 70-метровую железобетонную застежку-«молнию».

В Канаде иммигранты-украинцы установили в центре города памятник пирогу с картошкой, и огромный кусок пирога на вилке очень быстро стал местной достопримечательностью. Еще более знаменита огромная цюрихская бронзовая попа, которая занимает почти весь дворик местного аббатства, а оставшуюся его часть ежедневно заполняют толпы туристов. Памятник «пятой точке» отполирован до блеска, особенно его левая сторона. Говорят, если ее погладить и загадать желание, оно непременно сбудется.

Если же вы впервые приехали в Питер, то, естественно, вас поведут к знаменитому Чижику-Пыжику, который не уступает по популярности Медному всаднику. А в Москве, в скверике у Новодевичьего монастыря, есть очень миленький аналог питерской пичужке - памятник «Дорогу утятам». И чтобы утку с утятами не пёрли с той же периодичностью, что и чижика, рядом стоит будка охраны. Не помогает - тех, у кого руки чешутся на всякие пакости, везде предостаточно. Так, в Нью-Йорке вандалы как-то обезглавили шестиметровую статую Джорджа Вашингтона, а знаменитая копенгагенская Русалочка пережила уже не одну атаку хулиганов. И чтобы не ходить за примерами далеко, возьмем монумент, воздвигнутый в Северодвинске в честь корабелов, который, не стесняясь, регулярно «раздевают» охотники за цветметом.

Вообще, наш город памятниками не избалован. Кроме горемыки, установленного на площади Корабелов, у нас имеется, естественно, Ломоносов, разумеется, пара Ильичей, неприметный Киров и памятник первостроителям. Есть также мемориал на Яграх и камень Ченслера на набережной, возле которого недавно установили еще и лопасть винта в честь Александра Зрячева. Несколько иной, но все тот же винт украшает вход в НТЦ «Звездочка» на бывшей площади Мира, теперь Григория Просянкина. Это дань памяти и уважения. А где для души, спрашивает наш читатель Андрей, живущий на Яграх, но не имеющий никакого отношения к оборонке? Он, например, хочет, чтобы в городе появился символичный и симпатичный памятник родителям. И не просто хочет, а готов на хорошее дело денег дать.

Именно деньги, вернее, их отсутствие тормозит, а иногда и просто хоронит хорошие идеи. Вспомнить хотя бы предложение архангельского совета ветеранов установить на народные деньги памятник «Тюленю – спасителю». Кстати, идею такого памятника жители Поморья и блокадного Ленинграда еще в 1946 году озвучили, в память о том, что избежали голодной смерти и дожили до победы благодаря мясу и жиру тюленя.

Только в 2005 году дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. И место для установки памятника нашли, и с городскими властями все согласовали, и проект символической скульптуры давно готов, даже о доставке белого мрамора из Мурманска договорились. Вот только на самом важном этапе – сборе средств - забуксовали. Ветераны из своих скудных пенсий вложили, кто сколько смог, естественно, этих денег не хватило. И уже третий год в столице Поморья тишина.

У нас в городе памятники в первоочередных задачах не числятся, общественность довольствуется мемориальными табличками на домах. Других проблем хватает, а денег на их решение, наоборот, недостает. Но почему бы просто не поразмышлять, памятник кому или чему стал бы достопримечательностью нашего города, заставлял бы улыбнуться или задуматься проходящих мимо и был бы отличным фоном для фотографии на память о Северодвинске.

Елена САДОВА

Львы, комар, подлодка и фонтан

На какой памятник вы дали бы денег?

Елена Бойко, главный редактор

северодвинского городского радио:

- Для меня Северодвинск - это белые ночи и Белое море. Ну и, конечно, подводные лодки. И так обидно, что лодки-памятника у нас нет! А еще, чтобы задобрить моего злейшего врага – комара, я бы поставила памятник и ему.

Александр, 18 лет:

- Я только что из Петербурга вернулся. Вот где красота! Я в армию собираюсь, так что денег еще не заработал. А если бы были, я б на львов скинулся. Установили бы их на набережной, на лестницах к морю. И был бы у нас на Яграх кусочек Питера.

Татьяна Марковна, пенсионерка:

- Я бы не поскупилась на памятник поморскому тюленю. Была когда-то такая идея, установить ему памятник. У меня мама с семьей здесь всю войну жила. Спасибо тюленьему мясу, не деликатес, конечно, но от голода спас тогда многих. А если кто-то предложит другую хорошую идею, поддержу обязательно.

Валерий Данилович:

- А почему обязательно памятник? А на другое хорошее дело? Я бы, например, с удовольствием дал денег на красивый фонтан. Это тоже украшение города. Можно и памятник, но сколько людей, столько и мнений. А фонтан – это беспроигрышный вариант.

Анна:

- На какой памятник я бы не пожалела дать денег? Я об этом не задумывалась. Но вот что обидно: столько лет здесь живу, а на подводной лодке так ни разу и не была. Нет у нас, как в Москве, подлодки, которая была бы и памятником, и музеем одновременно. Это неправильно, потому что они – визитная карточка нашего города.