Вечерний Северодвинск
Номер от 28 августа 2008 г.

ГРЦАС, загляни за горизонт
Последние годы трудно назвать успешными для ГРЦАС. Разорван контракт с норвежцами, «уплыл» в Выборг заказ на платформы для Газпрома, из четырех подлодок, заказанных в России Венесуэлой, нам не досталось ни одной; наконец, отозван заказ на строительство плавучей атомной теплоэлектростанции…

Что же происходит и что надо менять?

В приполярной зоне любое промышленное производство связано с высокими энергозатратами, значительно увеличивающими стоимость продукции. Кроме того, производительность труда в России (Северодвинск не исключение) ниже, чем в развитых странах Европы и Азии. Да и отечественные технологии застыли на уровне 80-х годов. Поэтому построенные у нас транспортные и промысловые суда не смогут конкурировать с аналогами ведущих мировых фирм. Гособоронзаказ? Уже ясно, что никогда больше наши верфи не будут сдавать флоту то число АПЛ, на какое рассчитаны их мощности. Призрачна и перспектива госзаказа на авианосцы и ледоколы.

Между тем западные концерны знают выход из подобных кризисных ситуаций. Это организация многопрофильного производства. Первый шаг в этом направлении – алмазное производство «Звездочки». Но надо развивать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в перспективных направлениях, внедрять их результаты, особенно в сферах с гарантированным потребительским спросом. К таким отраслям, на мой взгляд, можно отнести транспортную энергетику и транспортные средства, пригодные для эксплуатации в необжитых северных районах.

Еще в 1976 году академик Петр Капица предложил строить АЭС на необитаемых островах, генерируемым электричеством разлагать воду, а получаемый водород в жидком виде использовать как топливо. Преимущества такого источника энергии очевидны: экологическая безупречность, большая теплотворная способность – втрое больше, чем у бензина. Наука предприятий ГРЦАС могла бы приблизить эру водородной энергетики!

В транспортном направлении, я думаю, перспективная задача – создание промышленного образца экраноплана, летательного аппарата, предназначенного для полета вблизи поверхности, с использованием «экранного эффекта». В СССР такие аппараты с успехом проектировались судостроителями – в КБ Ростислава Алексеева, создателя судов на подводных крыльях, и Роберта Бартини.

Не надо упускать из виду и кадровую проблему. В руководстве предприятий должна быть группа профессионалов-аналитиков, способных заглянуть за горизонт в поисках перспективы и спрогнозировать стратегию развития компании. Если специалистов такого уровня нет в России, их надо купить за рубежом. Кстати, так поступали великие российские государи, например Петр I. Америка не потому покупает лучшие мозги мира, что богата, а богата потому, что так поступает.

Думаю, могут появиться другие идеи и предложения.

Лев САМЫЛОВ