Вечерний Северодвинск
Номер от 14 августа 2008 г.

Зеленое на голубом
Пятьсот лет Свирский монастырь дарит чудеса и обретения

- А это что за вокзал? – знакомая рассматривает фотографии на экранчике моего фотоаппарата.

- Вокзал? – с удивлением заглядываю ей через плечо. – Это монастырь!

Но тут же соглашаюсь: похоже. Не только на маленьком дисплее, но и в реальности издали келейное здание Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря можно принять за типичный провинциальный вокзальчик. Но стоит пройти через арку...

Первая мысль вовсе не о чем-то возвышенном, а о чудесах архитектуры и законах перспективы. Удивительно, что этот величественный Преображенский собор не было видно из-за «вокзальчика».

Здесь таких чудес еще много. Обходим собор и снова поражены и восхищены тем, как сменился пейзаж. Оказывается, монастырь стоит на берегу озера. Между голубым небом и ясной водой – густо-зеленый лес, который подступает к самой озерной глади. На другом берегу, в том месте, где деревья чуть отступили, желтеет скит. К озеру ведет крутая лестница. Внизу на площадке молодожены фотографируются на память и на счастье.

Но конечно, в первую очередь люди едут в Лодейнопольный район Ленингра-дской области не за внешними чудесами. Они стремятся сюда со всего света, чтобы поклониться мощам святого преподобного Александра Свирского. Утраченные в первые годы советской власти, мощи были удивительным образом вновь обретены в 1997 году. Их признали в одном из экспонатов Военно-морской академии Санкт-Петербурга. Вскоре началось и восстановление монастыря.

Свечи, зажженные возле мощей, горят как-то особенно ярко и чисто. А помимо традиционной святой воды паломники увозят отсюда песок. Он собран на том месте, где были впервые обретены мощи святого. И если верить, приложенный к больному месту, исцеляет.

Монастырь состоит из двух комплексов. Через полкилометра от Преображенского находится Троицкий. Мы идем к нему по грунтовой дороге мимо оврага, в котором мужчина косит траву. На крыльце храма нас встречает собачонка. Поднимается, виляет хвостом. Подошли ближе – увидели, что она слепая. Какие-то тропки и ее, болезную, привели сюда...

В Троицком соборе еще одно открытие - самовосстанавливающиеся фрески XVIII века с библейскими сюжетами. По центру купола Иисус Христос со сжатыми пальцами. Легенда гласит, что изначально на этой фреске рука была изображена с раскрытой ладонью. Но каждый раз утром мастера-живописцы находили фреску измененной. Они перерисовывали ее до того, как не услышали голос: «Покуда пальцы мои сжаты, я держу эти земли в своих руках...»

Наследие советской эпохи – психиатрическая лечебница, которая занимает весь братский корпус, окружающий Троицкий комплекс. Больные лежат годами, некоторые всю жизнь. Оставляю при себе атеистический вопрос: «Почему же они не исцелятся здесь?»

У компаньонки по экскурсии свой вопрос:

- А вы не знаете, почему купола у собора зеленые?

- Наверно, потому, что зеленый цвет – символ жизни, - говорю первое, что приходит в голову.

Провожая нашу группу к автобусу, экскурсовод на минуту останавливается:

- А вот здесь Александру Свирскому явилась Троица...

Солнце-то какое над зелеными куполами!

Елена НИКОЛИХИНА