Вечерний Северодвинск
Номер от 31 июля 2008 г.

Пингвины из баллончика
Как Илья Мартынов сделал андеграунд культурой

Слухи о том, что скоро парк культуры и отдыха украсят рисунками в стиле граффити, витали давно. Но шли недели, а место отдыха малышей и молодежи оставалось без изменений. Только запах непрекращающегося «лошадиного бизнеса» становился все острее.

Но вот в День ВМФ раздался звонок. На традиционное «Алло» ответил молодой голос: «Это Илья, я сейчас парк разрисовываю; если интересно, подходите».

Где и что именно разрисовывает Илья Мартынов, выяснять не пришлось: напротив входа на одном из парковых домиков красовались берег моря, пальма и три рожицы пингвинов а-ля «Мадагаскар». Перед этим благолепием стоял молодой человек, старательно «выпшикивая» из баллона краски границы объектов. Позади него собрались несколько человек: двое подростков и бабушка - все трое восхищаются.

- Добрый день, Илья. Смотрю, почти закончил. Долго рисовал?

- Вчера начал с утра, сегодня бы закончил, да вот дождь помешал, на сыром рисовать нельзя. Дольше краску нужную искал – во всем городе ее нет. Помог только магазин на Первомайской, под заказ привезли, за что им огромнейшее спасибо.

- Это рисунок не новичка. Сколько уже ваяешь баллонами?

- Началось все со школы и рисунков в тетради. Смотрел, как делают другие, ковырял Интернет. Позже создали команду и уже вместе разрисовывали дома…

- За это же штрафуют! Ловили?

- (Улыбается.) Не без этого. Был один случай. Мы, я и два единомышленника, однажды забрались в Архангельске на здание старого цирка, что на Троицком. Преспокойно украсили его, довольные сползаем обратно, а нас там уже наряд ждет. В отделении и так не- спокойные милиционеры, узнав, что мы из Северо-двинска, и вовсе забыли нормативную лексику. Через три часа нас отпустили, моим товарищам штраф по полторы тысячи, мне же на тот момент не было еще восемнадцати. Так отпустили. Может, пожалели.

- Но это вас, как я понимаю, не остановило.

- Конечно же нет. Рисовать хочется, а негде. К какой стене ни пристроишься, везде нельзя. Ладно, если бы мы «заборное слово» писали, но мы же красивое дело делаем. Только в последнее время стали появляться возможности творить прилюдно. За это еще одно спасибо организаторам такого мероприятия, как «Экстример», прошедшего в 2005 году, на котором на наше растерзание МПАТП выдало несколько автобусов. Да и вот здесь получилось договориться.

- Это было трудно?

- Нет. Директор парка Алла Никоновна Зажигина сразу пошла на контакт. Через несколько дней предоставил эскиз, который ей понравился. И как пришла краска, тут же приступил к делу.

- Ты делаешь это бесплатно?

- Абсолютно. Правда, пока делал «мадагаскарцев», уже несколько человек подошли и просили разрисовать гараж и даже стену дачного домика – я согласился. Сразу после этого решил добавить на рисунке свой номер «аськи», пусть пишут те, кто заинтересуется. (Смеется.) Жизнь потихонечку налаживается.

Когда я уже попрощался и двинулся в сторону дома, бабушка по-прежнему стояла и с интересом рассматривала преобразившуюся стену.

Уже позже Илья попросил добавить: «Может, напишешь еще, что хорошо было бы, если бы никто не додумался испортить рисунок тем же самым заборным словом?»

Беседовал Павел РАШЕВ