Вечерний Северодвинск
Номер от 19 июня 2008 г.

«Как будто заново женился»
И опять – по любви

А вы хотели бы уехать из города насовсем? Туда, где весна начинается в марте и осень послушна календарю, где за минусом «северных» зарплату дают больше, а квартплату берут меньше? Думаю, что многие северодвинцы ответят «нет».

НЕ СОЧТИТЕ сегодняшний разговор контраргументом чувству патриотизма или пособием для отъезжающих. Все гораздо проще: просто пришли в гости к «Вечерке» два довольных жизнью человека, а мы не упустили возможность взять их историю «на карандаш».

Лариса и Александр Бусленко уехали из Северодвинска в Ярославль, говорят с легким сердцем, в 1997 году. Дата эта, запомнившаяся голодом и холодом, отвечает на все «почему?». Только один вопрос остался: почему без слез? Может быть, не дорога была родина?

- Вы не представляете, как мы любили Северодвинск. Откуда бы ни возвращались домой, - из Киева, Таллина, всегда восхищались: до чего же родной город красивый!

В чужой город никто не звал, никто там не ждал. Но и в Северодвинске инженеру «Арктики» и главному бухгалтеру солидного предприятия терять было нечего, кроме шикарной трехкомнатной квартиры, которая зимой больше тринадцати градусов тепла не сберегала. Продали ее за бесценок, покупателей тогда мало было, обрадовались первому позвонившему и продали.

- Денег в Ярославле хватило только на половину деревянного дома.

- Так ведь это хорошо: почти свой дом.

- Без воды, с печкой, туалетом на улице. Дети в гости новых друзей стеснялись пригласить. Однажды дядюшка мой в гости приехал, - рассказывает Лариса. – Открыл калитку: «Лариска, и ты свою квартиру на эту избушку променяла?!» Так и не зашел в дом, в гостинице остановился. А я ему: «Это счастье». Не понял…

- Что же вас так радовало?

- В том числе и весна, которая приходит по графику, цветущие яблони в собственном саду, осень, для которой сапог не надо покупать.

- Но ведь этого для счастья очень мало.

- Конечно, главное – вся семья рядом. Правда, в первое время, когда по вечерам муж и дети куда-нибудь уходили, металась по дому от страха одиночества в чужом городе.

- С работой как вопрос решился?

- Когда искали ее, рассчитывая на зарплату на уровне северодвинской, на нас как на дураков смотрели. Конечно, там больше получают. Первое время жили на одну зарплату, а потом все замечательно устроилось.

- При устройстве ваш возраст не смущал работодателей?

- Когда переехали, нам под сорок лет было. Можно сказать, в последний вагон сели. Чем старше становишься, тем тяжелее на новом месте, в том числе приспособиться к местному менталитету. Знаете, если встречаешь там нормального человека, почти точно можно сказать – это не ярославец. На Севере такого нет, а там с легкостью коллеги сдадут, продадут «ближнего».

- За что мы Север и любим! От вашей избушки-развалюшки остались одни воспоминания?

- Через восемь лет дом снесли. И мы сами выбирали новую квартиру. Где хотели и что хотели. Выбрали с видом на лес и Волгу, трехкомнатную, на двух уровнях. Сто квадратных метров!

- Ничего себе. Это сколько же платить за такие хоромы приходится?

- Максимум полторы тысячи рублей. За все. Нет, тарифы в Ярославле не ниже северодвинских. Это результат установки счетчиков и работы ТСЖ, товарищества собственников жилья.

- «За морем житье не худо…» Так, может быть, не стоит долго думать тем, кто хочет уехать, но боится?

- Пусть боятся. Без риска ничего не получится, но все-таки тысячу раз надо просчитать и продумать, прежде чем решиться на переезд. Да, мы ткнули пальцем наугад, выбрав Ярославль, но, перед тем как покупать жилье, сходили в юротдел департамента городского хозяйства, узнали, что нам светит в будущем, только после этого оформили сделку. И собственные возможности надо реально оценивать. На новом месте не стоит цепляться за ту работу, к которой привык. Если человек на чем-то не зацикливается, со временем все получится.

- Давно вы в родном городе не были. Как вам Северодвинск-2008?

- Про разбитые дороги вам, наверное, каждый гость говорит. Что нас неприятно удивило: все газоны забиты машинами, в Ярославле такого нет. Вчера заходим в большой современный магазин, в одном из отделов от продавщицы слышим: «Если что-то вам понравится, я разрешу померить». Представляете, она разрешит! А вот северодвинские таксисты гораздо доброжелательнее наших. И еще, вчера в одиннадцать вечера шли по улице, стали дорогу переходить - поразительно, машины останавливаются! В Ярославле задавят только так.

- Но все равно счет в его пользу?

Александр смеется:

- Знаете, ощущение такое, как будто заново женился. И опять по любви.

Беседовала заместитель главного редактора издательства «Северная неделя» Ольга ЛАРИОНОВА

Тел. 50-80-51, larion-olga@yandex.ru