Вечерний Северодвинск
Номер от 19 июня 2008 г.

Песок для дорог нынче дорог
И никаких денег на их ремонт не хватит

- Скоро щебенку будем покупать за границей, своя становится не по карману, - с досадой бросил директор ФГУ–211 Владимир Беляев во время «круглого стола» по вопросам обеспечения дорожного комплекса строительными материалами.

CОБРАВШИЕСЯ руководители автодорожных организаций сетовали не только на дороговизну щебенки, но и обычной песчано-гравийной смеси (ПГС). И проблема эта, по мнению дорожников, обостряется с ростом объемов строительства и ремонта дорог. По данным «Архангельскавтодора», дефицит дорожно-строительных материалов в настоящее время составляет 10 миллионов кубометров.

Специалистов департамента природных ресурсов такая постановка вопроса смутила.

- На территории области разведано более 800 месторождений песка, песчано-гравийной смеси и строительного камня, - заявил директор департамента природных ресурсов Евгений Малютин. - Предприятия Плесецкого, Онежского, Коношского и Няндомского районов готовы поставлять в необходимом количестве строительные материалы, в том числе дефицитный щебень.

Выходит, дело не столько в наличии сырья, сколько в отсутствии должного взаимодействия и координации между производителями стройматериалов и подрядными организациями, которые ремонтируют дороги. Нестыковка не только затягивает процесс работ, но и удорожает их. Равно как и чехарда с лицензиями на добычу песчано-гравийной смеси. Вновь назначенный заместитель губернатора по строительству Сергей Молчановский искренне удивился, узнав, что из 259 выданных лицензий на исследование и добычу ископаемых лишь 93 получили автодорожные компании, остальные оказались у сторонних организаций.

- Почему дорожники не приобретают лицензии, а покупают у «чужого дяди», который сам «не пашет, не сеет, ни строит», а только считает изъятые кубы песка и денежки?

- Не знаю, - пожал плечами директор департамента природных ресурсов Евгений Милютин, - условия для всех равные, сообщения о выставленных на аукцион участках печатаются в областной газете «Волна» и районных СМИ, где расположено месторождение песчано-гравийной смеси. Пусть сами скажут, почему не выходят на аукцион?

Руководители дорожных организаций молчаливо поглядывали друг на друга. Наконец решились. И посыпалось: «лицензирование сильно забюрократизировано, чтобы получить разрешение, нужно представить не меньше бумаг и согласований, чем на разработку Штокмана», «тонна песка становится золотой», «надо знать, где будет строиться или ремонтироваться дорожное полотно, иначе приобретение лицензии - деньги на ветер», «нужно сделать так, как было раньше: кто выиграл ремонт, тот и карьер получает»…

- Это невозможно, - прервал последнее замечание Евгений Милютин, – по закону любое месторождение, хотя бы и песка, должно передаваться только на конкурсной основе.

Механизм выдачи лицензий предписан федеральным законом, обойти который на местах не имеют права, иначе можно нарваться на неприятности с прокуратурой. Эти «законодательные зазоры» и используют ушлые организации, «прокладки», как их назвал один из участников совещания, покупают лицензии и торгуют карьерами с песком. Строители автодорог привели примеры, когда владельцы лицензий предлагали им песок по 200 рублей за куб, щебень по 1200, что в разы превышает реальную стоимость. При таких накрутках никаких казенных денег не хватит, чтобы привести дороги области в порядок.

Алексей ГУНДОРОВ