Вечерний Северодвинск
Номер от 12 июня 2008 г.

Звездные часы Петра Гололобова
Пятьдесят лет тому назад, в декабре 1958 года, в нашем городе произошло важное в масштабах всей страны событие. Правительственная комиссия подписала акт о приемке в состав Военно-морского флота первой в Советском Союзе атомной подводной лодки.

УЛЕНИНСКОГО комсомола, в честь которого был назван атомоход, в нынешнем году тоже юбилей. Эти события связывает воедино еще одна примечательная дата – девяностолетие Петра Гололобова, ровесника комсомола, знатного корабела, комсомольского вожака Севмаша, родившегося 14 июня 1918 года.

Вместе с группой выпускников ленинградской «корабелки» он появился в корпусном цехе завода №402 летом 1941 года. Расставшись с вузовскими конспектами, ребята с большим рвением взялись за работу и удивлялись, что в каком-то малоизвестном городке на беломорском берегу есть и театр, и замечательная библиотека. Само собой, и завод с еще недостроенными цехами поражал своим величием.

Радостное, восторженное настроение прервала война. Из технологов Петр попросился в мастера, а вскоре стал и начальником участка. Кадровые рабочие один за одним уходили на фронт. Приходилось работать с недоучившимися подростками, досрочно выпущенными из ремесленных училищ и школ ФЗО, заниматься их бытом, стать для них наставником.

Навыки воспитателя пригодились очень скоро, когда неожиданно для него Петра Гололобова избрали секретарем заводского комитета ВЛКСМ.

У директора завода комсомольские начинания всегда встречали поддержку. Сергей Александрович Боголюбов многое сделал для организации «фронтовых» бригад. Комсомольско-молодежная бригада Василия Барболина в 1944 году заняла первое место во Всесоюзном соревновании. Бригаде Ивана Телепнева присудили третье место с вручением денежной премии. С помощью дирекции комитет комсомола организовал поход за создание нормальных бытовых условий. Тогда эта проблема была особенно острой.

Все общежития отремонтировали. Очень активно использовались «красные уголки». В них проводили вечера отдыха, встречи с фронтовиками, артистами. Молодых рабочих организованно прикрепили к столовым, где они питались по карточкам. Снабжение молодежи обувью и одеждой проходило при непременном участии комсомольских организаций.

Второй звездный час инженера Петра Гололобова настал в 1954 году. Молодому производственнику, недолго проработавшему в послевоенный период заместителем, а затем и начальником судокорпусного цеха, поручили новую, исключительно ответственную работу. На заводе в сугубо секретной обстановке начиналось строительство первой в стране атомной подводной лодки. Для этого создавался специальный стапельно-монтажный цех (№42), руководителем которого без колебаний утвердили Петра Гололобова.

Со свойственными ему энергией и настойчивостью, быстро впрягшись в дело, из набранных отовсюду специалистов и рабочих он в короткие сроки создал замечательный трудовой коллектив. Приходилось заниматься и достройкой цеха, и одновременным строительством корабля. После сдачи в 1958 году первенца плеяды атомоходов, получившего позднее имя «Ленинский комсомол», с 1960 по 1974 год ему довелось потрудиться главным строителем кораблей, продолживших эту серию, и уникальных лодок из титановых сплавов.

На пенсию он не уходил. Лауреат Ленинской премии главный строитель кораблей Петр Васильевич Гололобов скончался на 56-м году жизни.

Александр БУРЛОВ