Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июня 2008 г.

Я ищу тебя, Женя!
Тридцать лет спустя она готова сказать «да»

Хорошо, что теперь не надо сидеть у телефона, боясь пропустить звонок. Но из долгожданных – только дочкины. «Мама, как море? Ты там купаешься?» Смешно. За гостиничным окном – ни одного зеленого листочка. Она хвалит себя за то, что из обуви взяла не только босоножки, ругает, что куртку потеплее не захватила. Поверила календарю, собираясь из родного теплого Кургана в незнакомый Северодвинск.

«И еще дети будут»

Александра Матвеевна Комарских в «Вечерку» пришла, чтобы подать объявление. «Ищу человека…» - его недолго написать. А обо всем и рассказать невозможно, и трудно объяснить – почему «на старости лет».

- Наверное, я вас отвлекаю? - спрашивает меня в очередной раз.

Машу рукой на другие дела:

- Успеется. Вы столько лет ждали.

Она не помнит точно, кажется, 1976 год к осени подходил. По аллее одесского санатория имени Дзержинского шагали морские офицеры, один красивее другого. Тот самый «один», увидев хорошенькую женщину с кудряшками на голове, в бежевом платье из модного кримплена, отделился от компании. Наверное, хотел быть уверенным, что и его заметили.

- Небольшого роста, коренастый, плечистый. Мы познакомились с ним позже, на танцах. Женя пригласил меня. И закружилось… Но если честно сказать, танцевал он плохо, медведь ему на ухо наступил. И на ногу тоже. Вальсировать совсем не умел.

Их роман писался, как и полагается курортному, красиво и быстро. Но после второго вечера прозвучало нетипичное для этого легкого жанра предложение: «Сашенька, выходи за меня замуж!»

- Вы обрадовались?

- Испугалась. Это был шок. Такой, что не сразу решилась сказать правду.

На раздумье ушла пара минут: «У меня муж и двое детей». Евгений ответил без паузы: «Ну и что. Еще дети будут, наши с тобой». Она обещала подумать. А он уже готовый план диктовал: «Закрываешь путевку, едем ко мне в Северодвинск, смотришь, знакомишься, и вместе – за детьми». Но вдруг в это время телеграмма придет, вдруг что-то с дочкой случится, ей всего три года? «Тогда сразу и вместе за детьми».

Испугалась, что будет

В третий раз «нет» Александре Матвеевне повторять не пришлось, и она с обидой решила, что не так уж и нужна, если не согласен влюбленный и, кажется, уже любимый на испытание временем и письмами до востребования на главпочтамте.

Посвященные в тайну соседки по комнате ошалели от чужого счастья: «Да что ты ломаешься? С детьми берет!»

- Это меня еще больше обидело, и не пошла я на вечеринку, которую Женя на прощание устроил. Вот и все…

- Александра Матвеевна, а можно спросить об интимном?

- Ничего между нами не было. Потому и на вечеринку не пошла – испугалась, что будет.

Отказалась от попытки счастья не столько ради благополучной и обеспеченной, по скромным советским меркам, семьи, не из-за страха перед неизбежными пересудами и унижением. Работа заставила сердца не послушаться. Знающий читатель по месту действия романа догадаться может: служила его героиня в КГБ. И не на предпоследней должности.

- А у нас каждая планерка начиналась с морального облика сотрудников.

На чужих неприятных примерах им наглядно и доходчиво объясняли, что «венчание» комитетом по-строже церковного.

Вернувшись в Курган, она пару раз заходила на главпочтамт. Девочки качали головами: «Есть из Северо-двинска, но фамилия на конверте не ваша».

Может, неправильно записал под диктовку? Может быть, это Женя приезжал в тот день, когда ее не было дома, а встревоженный чьим-то визитом муж позвонил подруге: «Шура у тебя? Нет, ничего страшного, просто мне показалось, что она уехала…»

Сколько ни спрашивала, ни полусловом больше не обмолвился о том странном «показалось».

- Если он даже о чем-то и догадывался, то знал: один намек - и я уйду.

Ночной визит

Ушли позже оба, разменяв квартиру, без скандалов поняв, что врозь лучше.

Женю она помнила всегда. Но если и мечтала о встрече, то тайком даже от себя. А в последние годы он стал приходить во сне. Точно помнит: в 2003 году в ночь на 25 февраля - в первый раз:

- Он стоял в ногах кровати и держался за спинку. Вид суровый, даже озлобленный: «Что ты наделала?» Я проснулась как ошпаренная. И поняла: что-то у него случилось.

Однажды они в кино «встретились», слышала его дыхание за спиной. Потом на железнодорожном вокзале, с трудом его узнала. «Ты просто давно меня не видела».

Александра Матвеевна собралась с духом и написала в программу «Жди меня». Вскоре Маша Шукшина с экрана сказала про ее просьбу: «Сложный случай». Ведь из имен собственных память сохранила только два, Женя и Северо-двинск.

- Четыре года назад я твердо решила приехать в ваш город. Но какая-то сила меня так держала, что не могла оторваться от дома. А через несколько дней погиб сын Николай… Мы знаем, кто его убил и как, только не знаем – почему. И ничего доказать невозможно, - плачет Александра Матвеевна.

Боль не прошла, только сжалась плотнее в душе, чтобы освободить место для живого.

Хорошо там, где ты есть

Тревожные сны мучили, заставляя что-то делать. «Мама, куда ты едешь, в незнакомый город!» - не от мечты, от дороги отговаривала дочка. Подружка поддержала: «Поезжай. Хватит мучиться». Может, и зря - сомневалась сама, да и сейчас сомневается. Но взяла отпуск - она вахтершей училища работает - и через три дня сошла с поезда в Северодвинске. Спросила дорогу до любой гостиницы. А потом искала другую, подешевле: «Не знала, что у вас такие цены. Думала, кто в такую даль, кроме меня, поедет?»

- Сравниваете Северодвинск с Курганом?

- У нас очень красивый город. И асфальт хороший. И печенье гораздо дешевле стоит. В ваши магазины зайдешь – все вперемешку, а в Кургане для всего отдельные: для мужской одежды, женской, для обуви. Это удобнее. И еще, извините, Северо-двинск мне показался грязным. Ну а про погоду и говорить нечего: у нас с апреля все зеленеет, на огороде растет и солнце сияет.

- Выходит, по всем статьям Северодвинск проигрывает. Так, может быть, хорошо, что долг перед Родиной не отпустил?

- Позови меня Женя сейчас, я бы не задумываясь осталась. Если бы не то время, не та работа… Господи, до чего же я твердолобой была!

Только бы не болел

Александра Матвеевна узнала: в Северодвинске живет семнадцать Евгениев подходящего возраста.

- Может быть, и нет среди них вашего.

- Здесь он, я чувствую.

- Может, мимо друг друга прошли.

- Я бы его узнала на улице. Он на меня похож, только нос прямой, и шире брови.

- А если он женат и счастлив?

- Приму любую ситуацию, только бы не болел. Понимаете, я хочу найти Женю, и больше ничего.

Сегодня Александра Матвеевна уже вернулась в теплый зеленый Курган. Без хороших новостей, но с надеждой. Хотя бы на то, что уйдет из снов тревога.