Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июня 2008 г.

Ваше право на защиту
Николая Поварова хорошо знают в Северодвинске. Пятнадцать лет он руководил работой отдела по защите прав потребителей при городской администрации. Сейчас на смену этой структуре пришел Архангельский региональный филиал общественной организации по охране прав потребителей «Правозащита». А Николай Валентинович возглавил ее северодвинское отделение.

- НИКОЛАЙ Валентинович, с чем связана смена «вывески»?

- На сегодняшний день в Российской Федерации существуют три уровня защиты прав потребителя: государственный уровень, уровень муниципальных образований и уровень общественных организаций. Государственный надзор и контроль за соблюдением Закона «О защите прав потребителей» и иных нормативно-правовых актов возложены на Роспотребнадзор. В законе о местном самоуправлении понятие защиты прав потребителей отсутствует. В статье 44 говорится о том, что муниципальные образования вправе создавать такие отделы. Вправе – но не обязаны. Поэтому где-то они есть, а где-то нет. В архангельской мэрии такое подразделение есть.

И у нас такая служба существовала полтора десятилетия. Но теперь мэр принял решение, что такого отдела быть не должно. И вот третий уровень защиты – именно за общественными организациями.

Граждане, в принципе, от этого ничего не потеряли, мы по-прежнему принимаем всех, даем консультации, осуществляем представительство в суде. Наша структура некоммерческая, поэтому заработанные средства мы можем использовать только на развитие самой организации.

- Высоки ли цены на ваши услуги?

- Они самые низкие. Скажем, ветеранов и пенсионеров мы консультируем вообще бесплатно. В будущем мы предполагаем не зацикливаться только на потребителях, но и отстаивать права граждан по широкому кругу других вопросов – жилищное, трудовое и другие законодательства.

- С какими бедами к вам обращаются граждане наиболее часто?

- Закон охватывает широкую сферу правоотношений – продажа всех видов товаров, все виды платных услуг: транспорт, медицина, платное образование, коммунальные платежи, услуги по ремонту квартир, автомобилей, - сфера очень большая. Сегодня на рынке предлагается очень много услуг по ремонту квартир, замене деревянных рам на современные пластиковые окна. Но, к сожалению, частенько страдает качество. Спрос большой, и все вдруг стали строителями: плотниками, электриками, плиточниками и так далее, не имея при этом ни образования, ни элементарного опыта. А в некоторых случая и желания не имея. Были случаи, когда фирмы-однодневки набирали массу заказов, получали предоплату и растворялись. Суды выносят решения в пользу обманутых заказчиков, а фактически взыскать с виновника сумму судебным приставам удается далеко не всегда. Но за последний год количество таких «кидал» все же уменьшилось.

- Николай Валентинович, а бывают недобросовестные потребители? Скажем, вставили человеку евроокна, а он отказывается платить за работу. Не станут же мастера их бить.

- Существует даже понятие – потребительский экстремизм. В законе его нет, но в жизни присутствует. На моей памяти было два подобных случая. Правомочность отказа человека от купленного товара или оказанной услуги определяется только судом.

- К сожалению, газетная площадь не может очертить весь круг вопросов, которые затрагивают интересы горожан. Раньше ваш отдел располагался в помещении управления социальной защиты населения. А как найти нынешнюю «Правозащиту»?

- Мы арендуем кабинет на улице Бойчука, 3, офис 314. О времени приема можно договориться по телефону 58-60-06.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ

И чтобы рыбой не пахло!

Как часто северодвинцы сталкиваются

с нарушением прав потребителей?

Андрей Коробов, студент:

- Последняя подобная ситуация возникла, когда мне пришлось возвращать обувь. Заменили мне ее сразу, так что никаких нарушений не было. Да и вообще, сервис сферы услуг сейчас радует.

Николай Федорович, работник «Звездочки»:

- Производитель, мне кажется, начал выпускать более качественную продукцию. Поэтому у меня и не возникали ситуации, когда необходимо было защищать мои права. Надеюсь, так и будет впредь.

Таисия Григорьевна, пенсионерка:

- Все обходилось, ничего не ломалось. Единственным нарушением моих прав я считаю то, что в одном из магазинов ужасно пахнет рыбой. Приходится идти в другой, а это тяжело - он находится дальше.

Алла Алексеевна, работница «Арктики»:

- Да, была такая ситуация. Сломался телевизор на гарантии. Продавец пообещал позвонить через три дня и предоставить на время ремонта другой телевизор, но звонок был только через месяц, когда мой уже сделали.

Людмила Георгиевна, пенсионерка:

- Нет, не припомню. В районе, где я живу, магазины хорошие. Продавцы обслуживают прекрасно, ассортимент огромный, и забытую в магазине покупку вернут сразу, даже если нет чека.

Спрашивал Павел РАШЕВ