Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июня 2008 г.

И никаких отставаний!
Так решили и глава индийской инспекции, и генеральный директор Севмаша. А речь – о модернизации авианосца

Вчера начальник управления производства и закупок кораблей Объединенного штаба ВМС Индии вице-адмирал Дешпанде и генеральный директор Севмаша Николай Калистратов проинформировали журналистов о положении дел на заказе, который волею обстоятельств стал на сегодня главным для нашей верфи. Напомним, на прошлой неделе г-н Дешпанде прибыл в Северодвинск, возглавив группу индийских инспекторов. Ее специалисты работали 10 дней.

По ряду организационных причин, а также из-за чрезвычайной занятости главы индийской делегации пресс-конференция носила несколько спонтанный характер и началась, можно сказать, с общего вопроса: главные впечатления от визита и конкретно от увиденного на Севмаше и авианосце? Высокий гость, хотя и был, как это подобает настоящему моряку, лаконичен, но от ответов не уходил. Визит, с его слов, преследовал две главные цели. Первая – оценить прогресс в работах по модернизации корабля и сопоставить темпы с наметками графика, который взят за основу. Вторая – выяснить, есть ли проблемы, и, если таковые имеются, сразу же взяться за их решение.

Г-н Дешпанде не первый раз приезжает в нашу страну и, к слову, впервые посетил ее еще в советские времена – в 1986-м. Одних только командировок, связанных непосредственно с модернизацией авианосца на Севмаше, на счету у вице-адмирала четыре – в ноябре прошлого года, в феврале, марте этого и нынешняя, майская. Это к тому, что г-ну Дешпанде уже было что сравнивать. Гость откровенно ответил: «Мне понравилось ускорение работ на корабле, особенно за последний месяц» - и тут же добавил: «Мы не можем позволить себе никаких отставаний. Это было бы очень дорого и нам, и вам…»

Забегая вперед, скажу, что эту же мысль, но чуть позже высказал и генеральный директор Севмаша Николай Калистратов. Собственно, именно таким образом сформулированная тема и стала центральной в его последних переговорах с индийцами.

Слова г-на Дешпанде о еще одной цели майского визита прозвучали комплиментарно: «Всякий раз, приезжая на ваш завод, обязательно просвещаешься, потому что на вашей верфи одна из лучших инфраструктур в мире». По признанию гостя, ему было приятно пожать руки тем, кто создает для Индии мощный боевой корабль. А точку в своем ответе на первый вопрос г-н Дешпанде поставил по-военному кратко: «Хорошие впечатления».

Второй вопрос касался достаточно болезненной для наших стран проблемы с удорожанием общей стоимости модернизации корабля. Вице-адмирал, и это делает ему честь, не стал от него уходить. Дипломаты наверняка бы предпочли витиеватые фразы, а Дешпанде ответил так: «В ноябре прошлого года нас поставили перед фактом. Сегодня нужен подробный анализ обстановки, и последние шесть месяцев мы сконцентрированы на этом. Задача наших экспертов – определить, какие дополнительные работы необходимы, их объем, сколько нужно за них заплатить».

Индийского гостя дополнил Николай Калистратов: Севмаш взялся за совершенно новое дело – авианосцы, надеемся, что первый блин не будет комом. Действительно, были допущены серьезные ошибки – в расчетах по кабелю, трубам, по другим позициям, были просчеты в дефектации. Сегодня с деньгами очень строго - на корабле работают специалисты группы наблюдения, и, как образно выразился Николай Яковлевич, «лишнюю трубу они не пропустят». Конкретно об авансе в 250 млн долларов, который на прошлой неделе Индия попросила российское правительство выплатить Севмашу. Это очень важный вопрос, ведь денег на работы по модернизации авианосца наша верфь давным-давно не получала.

Что касается сроков. Их называли на пресс-конференции. В 2011-м корабль должен уйти на испытания в полигоны Баренцева моря и сдать их в полном объеме. На стыке 2011-2012 гг. авианосец ждет так называемая отделка. В том же 2012 году в полностью боеготовом состоянии, с индийским экипажем корабль должен уйти в Индию.

Когда сроки исчисляются годами, иным кажется, речь идет о далекой перспективе. Это не так. Американцы, безоговорочные лидеры в создании авианосного флота, строят корабли по 8-9 лет. С бывшим российским «Адмиралом Горшковым» по определенным параметрам дело, возможно, сложней, ведь корабль, по сути, строится заново.

Сорванные сроки, конечно же, волнуют индийцев. Это признал г-н Дешпанде: корабль в августе 2008 года, как это было оговорено ранее, мы не получим. Теперь пытаемся изыскать пути, чтобы ускорить процесс, и в этом мы всегда находим на Севмаше положительный отзвук. В этой связи вице-адмирал заметил - на определенном этапе Индия даже готова направить на авианосец своих рабочих. Пока же все технические вопросы обсуждены полностью. Следующий шаг – финансовые переговоры, и в том числе обсуждение финансовой темы в Индии. Как только будут согласованы ее вопросы, деньги придут в Северодвинск.

А завершилась пресс-конференция импровизированным обменом комплиментами. Николай Калистратов, говоря об индийских моряках, с которыми много лет плотно работал на «Звездочке», дал оценку их высокой квалификации и морской выучке. Г-н Дешпанде не остался в долгу и на правах частого гостя нашей страны отметил буквально «легендарное русское гостеприимство».

И еще новость, которую узнали журналисты, оказалась в том же ключе незапланированной импровизации. Николай Яковлевич продемонстрировал всем важнейший документ, который, как говорится, получил с пылу, с жару. Это регистрационное свидетельство, подписанное 1 июня. Согласно документу Севмаш прошел все организационные процедуры и теперь является акционерным обществом.

Олег ХИМАНЫЧ