Вечерний Северодвинск
Номер от 29 мая 2008 г.

Сцена. Режиссер. Девушка
Северные «сапоги» на столичный фасон

На сказке Бориса Шергина «Волшебное кольцо» равнодушных в зале не встретишь. Мальчишки и девчонки искренне болеют и переживают за сердобольного Ваньку, пригревшего в доме кошку Маху, пса Миху да длиннохвостую змею Скарабею. Свистом и криками встречают глупого царя, его спесивую жену да коварную царевну, истосковавшуюся по «городу Парижу». А подарила малышам это озорное действо молодой московский режиссер Александра Федина. Разговор с ней – сразу после премьеры в Северодвинском театре.

- АЛЕКСАНДРА Валентиновна, женщина в театральной режиссуре явление нечастое. Расскажите, как вы пришли в театр или как театр пришел в вас?

- История длинная. В детстве я много чем увлекалась – математикой, программированием, другими точными науками.

- Ваша семья имеет отношение к театру?

- Нет, технари чистой воды. Папа окончил мехмат МГУ, мама – энергетический вуз. А меня куда только не закидывало! И химия, и литература… У нас в Зеленограде, откуда я родом, есть свой драматический театр, как в Северодвинске. В 10-м, кажется, классе друзья силой затащили на спектакль. Меня это настолько потрясло, что в голове сразу щелкнуло: вот это – мое. Год отзанималась в театральной студии, потом стала поступать, но первый год провалилась. Со второго захода все же стала студенткой Щепкинского театрального училища. Успешно отучилась и стала актрисой Зеленоградского театра. Там за восемь лет сыграла много разных ролей…

- Погодите, а сколько же вам сейчас?

- Уже 29.

- А я думал, 22-23.

- Все так считают. Ваших актеров тоже пришлось убеждать, что я старая мудрая женщина, а они мне не верили. Наверное, думали, что приехала мелочь какая-то. А у меня, вообще-то, уже значительный опыт преподавания актерского мастерства на кафедре в «Щепке». Постепенно преподавание переросло в увлечение режиссурой. Я поняла, что мне интереснее всего – придумывать и создавать собственный мир, а не изображать из себя что-то. Но ставить спектакли «от балды» - дело безнадежное, и тогда я поступила в Щукинское училище к замечательному педагогу Леониду Хейфецу. Параллельно с учебой сразу начала ставить. У меня уже есть определенный багаж постановок.

- Московская земля, Центральная Россия - и вдруг северный фольклор. Что вас подвигло на это?

- В Зеленограде тоже есть акцент на фольклорных постановках. Много поем, мне вот музыкой пришлось заняться. Так что я играю на гармошке…

- У прохожих на виду?

- Бывает, что и у прохожих тоже. Могу подрабатывать этим делом. Так что Шергин и Писахов для меня не терра инкогнита. Это знаковые авторы для всей России. Когда говорят «Север», сразу на ум приходит Ломоносов, потом Писахов с Шергиным и, конечно же, северодвинские кораблестроители.

- До этого северных мотивов на нашей сцене не было. Как говорится, сапожник без сапог.

- Я рада, что теперь эти «сапоги» появились, и думаю, что они будут носиться долго. И немалая заслуга в этом директора театра Алевтины Геннадьевны Голубевой, которая меня пригласила.

- Если последуют новые приглашения, вы приедете еще?

- Не задумываясь. И город, и ваши сумасшедшие по красоте белые ночи, и зрители, и все-все актеры мне очень понравились.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ