Вечерний Северодвинск
Номер от 29 мая 2008 г.

Недетская комната
31 мая – День подразделений по делам несовершеннолетних

Работа этих подразделений, пожалуй, в особенности «как будто не видна». «Детская комната милиции» - ни тебе перестрелок, ни погонь, ни громких дел и расследований…

Хотя нет, погони бывают. Об одной замначальника отдела по делам несовершеннолетних УВД по Северодвинску майор милиции Вадим Мартынов рассказывает с иронией. Но и с горечью. Преследовал он с коллегой одного подопечного. «Герой» сдаваться не собирался, а в лучших традициях жанра спустился из окна по простыням и побежал по улице. Офицеры милиции в форме – за ним. Летний вечер. И – крики взрослых людей с балконов: «Давай, давай, парень, живее от них!»…

Нарушителя догнали, конечно. Но осадок остался – от тех криков достопочтенных обывателей, которые в другое время не прочь попенять милиции на распоясавшихся подростков.

Может быть, именно в этом – главная проблема, с которой сталкиваются педагоги в милицейской форме.

- Дети во все времена требуют повышенного внимания, - размышляет Вадим Мартынов. – А вот очень многие взрослые стали другими!

Наверное, и в самом деле легче было работать в прежнем, стабильном обществе – по крайней мере, со всеобщей занятостью, с иным состоянием жилищного фонда, наконец. Конечно, никогда не было просто, особенно если работать с такой душевной самоотдачей, с какой служили ветераны подразделения Валентина Васильевна Диева, Валентина Ивановна Кузнецова, Варвара Семеновна Орехова, Татьяна Анатольевна Шеломова. И все же теперь особенно сложно говорить о высоком, посещая семью, где четверо живут (и ругаются) на 15 квадратных метрах в коммуналке, в которой пол в дырах и унитаз набок валится.

Вот еще одна история из опыта Вадима Мартынова. Поступила информация, опять же из коммуналки: в закрытой комнате второй день плачет ребенок. Дверь взломали, нашли девочку лет восьми, замысловато привязанную к шкафу. Мамаша о ребенке позаботилась, перед тем как уйти пить… Впрочем, у этой драмы финал счастливый. Вернувшаяся мама, обнаружив исчезновение дочки и узнав, что ее забрала милиция, была так потрясена, что пить зареклась. И слово сдержала.

И все-таки обычную реакцию нерадивых родителей на все меры милиции Вадим Мартынов определяет просто: крокодиловы слезы. Некоторые и сами просят забрать отпрыска. Ответственность символическая, зато ребенок не мешает.

Конечно, в таких условиях и подопечные отдела тоже не подарок. Административные правонарушения, мелкие хищения, мелкое хулиганство… Есть и побывавшие под судом и получившие условные сроки. На сегодня «учетников» в ОДН порядка 670.

А тех, кто нуждается во внимании, гораздо больше. Сотрудники отдела – хорошие психологи. За вечер инспектору порой приходится посетить с десяток семей. К слову, на территории одного «несовершеннолетнего» участка помещается два-три участка «взрослых» уполномоченных милиции. Там – свои проблемы, ссоры, обиды, вражда, порой ненависть. Посреди этого – дети. И хочется, хочется порой крикнуть, ударить по столу… Нельзя. Не положено. Дети.

Да и люди здесь работают особые. Начальник ОДН подполковник милиции Светлана Канцевая так и говорит: подразделение самое культурное в милиции. У всех высшее образование – педагогическое, юридическое. Не случайно северодвинский отдел в областном УВД считается базовым – сюда ездят перенимать опыт.

Зато как же все-таки приятны счастливые развязки у запутанных и напряженных историй – а такое все-таки бывает!

Светлана Канцевая с особым удовольствием вспоминает такие случаи. Встречает на улице бывший «учетник» - и благодарит за прошлую заботу, за науку. Или мама говорит: спасибо вам, у сына все хорошо…

- Как встретите свой праздник? – спрашиваю напоследок.

Светлана Канцевая задумывается на секунду.

- 30-го – ЕГЭ очередной, мы в школах дежурим. 31-го – обычный рабочий день, суббота. А 1 июня – День защиты детей. Мероприятия. Работать надо!

Станислав ЗЕЛЯНИН