Вечерний Северодвинск
Номер от 22 мая 2008 г.

Снова в Нарнии
Станция лондонской подземки. Четверо детей на скамейке, и через минуту поезд увезет их в школу. Старший – его зовут Питер – только что подрался: его толкнули, а ведь он был королем Нарнии.

П О ВОЗВРАЩЕНИИ из этой волшебной страны прошел год, дети пытаются примириться со своей домашней, английской жизнью, но ничего не забыли. В дальнейшей метаморфозе угадывается суть, самая глубина романтического искусства: станция содрогается, растворяется, поезд уносится в никуда – и тоскующие видят бирюзовое море. Они на берегу. В Нарнии!

А вместе с ними мы - зрители фильма «Принц Каспиан» (более верным представляется перевод Д. Афиногенова – «Королевич Каспиан»). Это вторая картина по книге Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», продолжение фильма «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Режиссер тот же – Эндрю Эдамсон.

«Лев и Колдунья» обаял со страшной силой. Нарнийские пейзажи: суровый и прекрасный зимний, цветущий, красно-желто-зеленый весенний. Поразительная правда, с какой существовали в кадре дети-актеры (Джорджи Хенли – Люси, Скандар Кейнс – Эдмунд, Уильям Мосли – Питер, Анна Попплевелл - Сьюзен). Величавая в своем злодействе Колдунья – неземная Тильда Суинтон. И конечно, сюжет. И музыка. Чудесность первых шагов в параллельном мире. Всё радовало. Кинематографисты пошли за Льюисом, за великой книгой, выразительно перевели ее на язык своего искусства – и были награждены реакцией зрителей. Но текст «Принца Каспиана», наверно, показался им невыигрышным для приключенческого кино. Стали улучшать, переписали. Клайву Льюису на сей раз не доверились. Это странно перекликается с тем, что происходит в самом фильме.

Была усилена батальная часть – добавилось еще одно сражение. Актерская игра сделалась силовой. Пожалуй, король Питер приблизился к героям Брюса Уиллиса, спасающим мир. Даже Люси, милая, маленькая Люси-целительница и та пытается кого-то прирезать. В спасаемой Нарнии кровь проливают с легкостью – к удивлению, потому что Льюис – христианский писатель.

Эта легкость соотносится с другим мотивом фильма, уже определяющим его сюжет, - мотивом самоуверенности и расплаты за оную. В книге прозвучавшим мягче. Дети-короли, за исключением Люси, не видят Льва и не хотят идти за ним, предпочитая буквально свой путь, более удобный, как кажется. Намаявшись, признают, что ошиблись, - и прозревают Льва. Была ошибка, но она никому не стоила жизни. А в фильме гибнут многие.

Знаменосцем самоуверенности стал Питер Великолепный, как представляется мальчик первому встречному нарнианцу. Его королевская мысль: мы победим врагов и без помощи Льва, нет нужды его призывать. И Питер ведет подданных в то самое добавленное сражение – штурмует замок противника. Терпит фиаско. Винит Каспиана – актера Б. Барнса. А затем…

Разобиженный Каспиан решает призвать Колдунью (не ведая, правда, что творит). В подземелье с каменным столом, на котором умер и воскрес Лев, произносятся заклинания. Барельеф – изображение Льва скрывается за стеной изо льда. В ее глубине – красавица-чудовище. Но тут Питер отталкивает Каспиана и… колеблется. «Без меня тебе не победить», - уговаривает его Колдунья. Так увидели диснеевские кинематографисты тему ошибки. Если путь не Льва, то Колдуньи. Если не его барельеф, то ее ледяная икона.

Лед разбивает Эдмунд – это намек на первую хронику, где Эдмунд стал предателем, но раскаялся. В фильме «Принц Каспиан» на грани предательства – или за гранью? – Питер. Создатели этого фильма, нужно отдать им должное, хорошо чувствуют первоисточник. Возможно, Клайв Льюис даже согласился бы на такие изменения, на обострение своего сюжета. Однако тема предательства требует соответствующего разрешения. Вину Эдмунда искупила смерть Льва - это была мистерия. А здесь что? На Питера накатила грусть, но и грустить недосуг.

Битва. Лев. Враги бегут. Каспиан сомневается, готов ли он к короне, на что Лев отвечает: «Ты сомневаешься, и, значит, ты готов».

Прочим королям и королевам пора домой, в школу. И вот они снова на станции подземки. Растерянность… Разлуки с Нарнией прекратятся только в хронике «Последняя битва», ее возвышенной, радостной и печальной развязке. Кстати, там тоже фигурирует станция. Но сейчас время другого поезда, и нужно ехать. Пора, пора!..

Андрей НЕФЕДОВ