Вечерний Северодвинск
Номер от 22 мая 2008 г.

Люди в штатском собрались в Каминном зале «Вечерки»
23 мая служба в городе Северодвинске регионального управления ФСБ России отметит 70-летие. Этому событию посвящена встреча в Каминном зале «Вечерки» с начальником службы Андреем Дмитриевичем Бобрешовым и ветеранами госбезопасности.

ОБУДНЯХ контрразведки газеты пишут редко. Разве что про некоторые успешные операции в нескольких строках, без имен отличившихся и подробностей, вызывающих искреннее уважение противника. Праздник - не исключение из строгого правила гостайны. Но хороший повод для знакомства с людьми, защищавшими ее. Разрешите представить офицеров запаса.

Считалось честью

Старший из наших гостей – Василий Васильевич Шахов. Двадцать три года он защищал гостайну на «Звездочке». До этого добросовестно работал на ней наладчиком, свободного времени на помощь милиции в оперативном отряде не жалел. В чрезвычайной ситуации проверен был – в 1970 году командирован на ликвидацию теплового взрыва на атомной подлодке в Горький. Оттуда вызвали телеграммой и пригласили на работу в северодвинский отдел КГБ. От этого предложения, вопреки расхожему мнению, можно было отказаться. Но оно считалось честью.

«Товарищ положительный»

Николай Иванович Макаров докладывает о себе так же коротко:

- Служил на флоте, работал в «ЭРе». В 1974 году решили, что я товарищ положительный, рекомендовали для работы в КГБ. Служил по 2004 год. Слышали о следователе Гдляне? Довелось в его бригаде работать во время командировки в Ташкент. Участвовал в обысках, засадах, изъятиях ценностей, арестах крупных деятелей Узбекистана.

- По советским меркам, богачи были?

- Не то слово - баи. Хотя если сравнивать с сегодняшними…

Понятно, что проигрывают. Сегодняшние видные деятели денежки, набив ими железные банки, в выгребных ямах не прячут.

Другая школа

Первым рабочим днем молодого архангелогородца, выпускника пединститута Игоря Александровича Соболева стало 1 сентября 1975 года.

- Отправили меня в Северодвинск, на Республиканскую, 32а. И предупредили: ни у кого дорогу не спрашивай, можно только у милиционера, если его найдешь.

- Не пожалели, что не с детьми работать пришлось?

- Никогда. Только сомнения возникали, когда приходили на службу люди, которых близко к ней подпускать нельзя. Были такие. Правда, надолго они не задерживались.

Вышел из окружения

Ивану Николаевичу Петрову до запаса еще далеко, но ветеранское звание он заслужил. Бывший офицер-ракетчик в органах КГБ с 1989 года. В послужном списке – Чечня военного образца. Пришлось разыскивать участников бандформирований, виновных в трагедии в городе Буденовске. Лично обнаружил четверых. Во время очередной операции группу, которой Сергей командовал, окружила банда одного из самых опасных чеченских командиров Руслана Гелаева.

- Честно скажу, было очень страшно. И непривычно. Боевики окружили и заблокировали здание отдела внутренних дел, где мы тогда находились. Около восьми часов вел переговоры с бандитами, за это время трое из них перешли на нашу сторону. Нас поддержали и старейшины села. Это был единственный случай, когда группе удалось вырваться из аналогичной ситуации. Все остальные, попадавшие в подобные ситуации, погибли. За операцию награжден орденом Мужества. Это единственное, о чем имею право рассказать.

«Забудь о том, что делал днем»

Не тратя даром времени, не спрашиваю гостей про то, о чем рассказывать еще лет сто нельзя будет, если, не дай бог и земные силы, не случится в России очередная «перестройка» с продажным душком «ветра перемен».

- Это ведь трудно – хранить тайну, не имея возможности намекнуть о ней даже самым близким.

- Нас так учили: вышел из здания – забудь о том, что делал днем.

- Вам, наверное, и выпивать нельзя было, вдруг лишнее примете и лишнее скажете?

- Еще в процессе предварительной проверки выяснялось, кто как реагирует на спиртное, как ведет себя в компаниях. Проверка шла год, но об этом мы, конечно, не знали.

- А если бы знали?

- Тогда бы вообще не пили, - смеются.

Веселю ветеранов и вопросом про то, можно ли было по блату в КГБ пробраться. Нельзя.

- Да и какой блат, если на заводе я получал до 800 рублей, а на новом месте первую получку жене принес 160 рублей, – вспоминает Василий Васильевич.

Кстати, о женах. Их наличие приветствовалось. А машина и дача – нет, считалось, что они трудоемкие, могут отвлекать от дела.

- Своего коллегу в штатском в толпе узнаете?

- Безошибочно, по оценивающему взгляду.

И еще одна верная примета была. Для жаркого времени года.

- Когда в Таллин на регату Олимпиады-80 отправляли, нас предупредили: обязательно галстук и костюм строгий. Узнав, что кто-то их забыл, бурю подняли: «Вы понимаете, куда едете? Почти в Европу!»

Товарищи в «почти Европе» весьма удивлены были, встретив северодвинцев по одежке. Но провожали по уму, отметив их работу благодарностями от эстонского правительства и лично товарища Андропова.

«Красиво взяли»

Трудные для всех девяностые вспоминают ветераны коротким недобрым словом.

- Зарплату мы исправно получали, сидели на рабочих местах, но информация, которую добывали, не была востребована. Тогда некоторые, не имея возможности реализоваться в профессиональном плане, ушли в коммерцию.

- Наследникам НКВД, вам приходилось отвечать и за грехи «отцов»?

- Мы сутками сидели над делами по реабилитации. Мешками их привозили, по 1200 дел приходилось на каждого оперативного работника.

- Те годы убавили число ваших добровольных помощников?

- Наш город был и остается привлекательным для террористов. Могу сказать, что есть ряд случаев пресечения преступных действий благодаря помощи горожан, - вступает в разговор Андрей Бобрешов. – Конечно, в советские годы бдительность населения была гораздо выше. И ответственность тоже. Что такое раньше было найти в школе у мальчишек хотя бы один патрон, который они на месте стрельбищ откопали? Или мог ребенок анонимно позвонить, чтобы рассказать о заложенном в школе взрывном устройстве и сорвать уроки? Это было ЧП, это значило, что завтра завуч будет уволен с работы, а директор получит выговор.

Для справки: за прошлый год сотрудниками службы РУ ФСБ пресечена деятельность группы лиц, занимавшихся кустарной переделкой и изготовлением газового, гладкоствольного и нарезного оружия. Во время спецоперации было изъято 7 единиц нарезного огнестрельного оружия, готовый к использованию пулемет, более 120 патронов к снайперской винтовке, обрез охотничьего ружья.

- Может быть, все-таки расскажете о какой-нибудь успешной операции с просроченным сроком давности? Говорят, однажды в одном из городских кафе шпион даже отстреливался.

- Возможно, вспоминают о случае пятилетней давности, когда в ресторане «Белые ночи» наш спецназ красиво взял киллера из Украины. Много шума операция наделала.

- Тогда понятно, почему рассказали… Андрей Дмитриевич, что можете сказать современному, положительному во всех отношениях молодому человеку, мечтающему служить в ФСБ?

- Пусть обращается к нам. И будет готов к серьезной проверке.

* * *

В ходе предпраздничной операции удалось выяснить: шпионам рассчитывать на находку в стане бывших контрразведчиков не стоит. А законопослушная «Вечерка» результатами встречи довольна.

Поздравляем с праздником 70-летия северодвинской службы ФСБ ветеранов и сегодняшних работников госбезопасности.

Ольга ЛАРИОНОВА