Вечерний Северодвинск
Номер от 15 мая 2008 г.

Кредитный туман
В банковской сфере области растет невозврат долгов

Область захлестнул ажиотажный потребительский спрос. Студенты и пенсионеры обзаводятся мобильниками, менеджеры - персональными компьютерами с наворотами, успешные предприниматели - машинами и квартирами. Если не хватает денег на вожделенный товар, не задумываясь берут ссуду в банках.

РИ этом заемщики в потребительском угаре мало внимания обращают на различные банковские комиссии: за оформление заявки по ссуде, за ее выдачу, за открытие и ведение ссудных счетов, за досрочное погашение кредита, платежи в пользу третьих лиц и так далее. Из-за туманных малопонятных простому обывателю формулировок многие доверчивые граждане попали в финансовые силки - с учетом всех дополнительных выплат за кредит приходится заплатить существенно больше, чем сказано в рекламном ролике или буклете.

Первый заместитель начальника главного управления Банка России по Архангельской области Григорий Бондаренко признал, что кредитные учреждения, живущие одним днем, сознательно усложняют договоры, стремятся завуалировать выплаты по нему.

- Если вам не дают почитать договор дома, если есть мелкий шрифт, разбираться в котором надо с лупой, стоит сразу насторожиться, - предупреждает авторитетный руководитель банковского сообщества.

Страдают не только добросовестные заемщики, но и сами банки, потому что многие клиенты, клюнув на щедрые посулы: оперативность и простоту получения денег безо всяких поручителей под низкий процент, не могут справиться с кредитными обязательствами. По сведениям Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области число несостоятельных заемщиков перевалило за шесть тысяч, в январе-марте на руках у судебных приставов находилось 5919 исполнительных производств на 537 миллионов рублей.

- Проблема в том, - говорит руководитель УФССП Дмитрий Лабазов, - что к тому моменту, когда судебное решение о взыскании поступает к приставу-исполнителю, должник зачастую бывает гол как сокол, взять с него практически нечего. А если и есть взятое банком в залог имущество, то оно заведомо нереализуемое, - пояснил Дмитрий Владимирович, - скажем, передали нам на реализацию автомобиль «Тойота-Камри», оцененный в более чем миллион рублей. Перед выставлением на торги было установлено, что автомобиль после крупной аварии. Куда смотрели юристы банка, когда оформляли поврежденную машину по такой стоимости?

В первом квартале на торги выставлялось взятого под залог имущества на 90 миллионов рублей, на 89 миллионов - возврат! А ведь на организацию торгов уходит по пять месяцев, тратятся бюджетные деньги, а имущество не продается, в казне не прибавка, а дырка от бублика.

Удивляет главного судебного пристава то, что кредитные учреждения эта тревожная статистика не очень беспокоит.

- После прошлогоднего обсуждения проблемы решение ее практически не стронулось с места. Если не последуют решительные меры, будем направлять такие бездарные договоры в головные офисы, пусть там разбираются – недоработка это или умышленное занижение цены залога, - предупредил банкиров Дмитрий Лабазов.

Кредитные учреждения, наверное, потому вяло реагируют, что все эти невозвраты заложены в процентную ставку. Это значит, что добросовестные заемщики оплачивают кредиты «за себя и за того парня». Уже появились так называемые коллекторские агентства, которые специализируются на взыскании долгов. По мнению аналитиков, если не урегулировать потребительское кредитование, то сотрудники этих агентств вполне могут превратиться в своего рода коммерческих судебных приставов. А там и до рэкета недалеко.