Вечерний Северодвинск
Номер от 8 мая 2008 г.

Без вины виноватые
Как директора северодвинских школ «задолжали» собственным учителям миллионы

Произошло это, можно сказать, почти незаметно для самих руководителей школ – во всяком случае, явно без злого умысла с их стороны. Между тем в роли пострадавшей стороны выступают сотни учителей, вернее классных руководителей северодвинских школ.

Директора в заложниках

Дело в том, что в ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере образования в числе прочих мер предусматривается и выплата из федерального бюджета ежемесячного вознаграждения в 1000 рублей педагогам, осуществляющим классное руководство в классах, укомплектованных в соответствии с действующими нормативами.

Дело, конечно, хорошее. Но есть вещи, которые федеральный центр – как бы сказать? – не учел, что ли. В нашем случае это выплата к этому вознаграждению 80-процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Федеральный бюджет не финансирует эти расходы. Попыталась было поступить так же и областная администрация: в постановлении губернатора от 24 января 2007 года №8-па стажевая надбавка не учитывалась. Однако областная прокуратура опротестовала эту часть постановления, и областной суд, а затем и Верховный суд РФ поддержали позицию прокуратуры: процентные надбавки за стаж в районах Крайнего Севера на указанные выплаты начисляться должны.

В Северодвинске прокуратура возбудила производство об административном правонарушении в отношении директора одной из школ как работодателя своих педагогов. Государственный инспектор труда в Архангельской области и НАО Олег Ахмадулин признал его виновным в нарушении законодательства о труде и охране труда. Сейчас дело рассматривает суд. Если и он признает вину директора, очевидно, следует ожидать подобных шагов и в отношении руководителей других школ, которые, по словам Олега Борисовича, оказались «заложниками ситуации».

Область нам поможет?

Начальник управления образования Лев Малейков признает, что формально, с точки зрения буквы закона, претензии обоснованны. Но в той же мере очевидна и нелепость ситуации, при которой по обязательствам властей – сейчас даже неважно, какого уровня – отвечают лично директора школ, не говоря уже о том, что страдают интересы сотен педагогов. Надежды в горуо возлагают на майскую сессию областного Собрания: департамент образования обладминистрации планирует выйти на нее с предложениями по внесению изменений и дополнений в бюджет, в том числе и с учетом проблемы злополучных процентных надбавок.

Между тем, скажем, депутат областного Собрания Галина Башкардина, директор 8-й школы Архангельска, о подобных претензиях к руководителям образовательных учреждений и не слышала. Может быть, в местностях, не относящихся к районам Крайнего Севера, а приравненных к ним, в том же Архангельске, проблема не стоит так остро? К тому же, по мнению Галины Николаевны, на полное финансирование надбавок из областного бюджета надежд мало. Слишком затратно. (По словам Льва Малейкова, только в Северодвинске на эти цели за 2005-2008 годы требуется порядка 21 миллиона рублей.) Галина Николаевна считает необходимым отстаивать какие-либо региональные доплаты, которые хотя бы отчасти помогли компенсировать возможную отмену вознаграждения за классное руководство. Отмена же эта вполне вероятна, ведь нацпроект в сфере образования рассчитан на период до 2008 года, и неизвестно, сохранятся ли в последующем подобные выплаты из федерального бюджета. А уровень классного руководства и вообще педагогической работы в результате может упасть, полагает Галина Башкардина.

Не в курсе проблемы с процентными надбавками был и один из депутатов-северодвинцев, которого корреспондент «Вечерки» просил прокомментировать ситуацию. Избранник лишь заметил осторожно, что выплата зарплаты находится в центре внимания и администрации, и законодательной власти региона.

В суд на правительство

Впрочем, какая-то доля вины на северодвинских директорах лежит, полагает Олег Ахмадулин. Руководителям учреждений следует не ограничиваться ожиданием изменений к лучшему и обращениями к непосредственному начальству, а прибегать к цивилизованному способу выхода подобных ситуаций – подавать в суд на федеральное правительство, скажем в лице Министерства финансов.

Прецедент есть, сообщил Олег Борисович. В чем-то подобная ситуация сложилась и при реализации другого нацпроекта – в области здравоохранения. При установлении надбавок и доплат лицам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (работникам участковой службы и «Скорой помощи», семейным врачам) правительство тоже «забыло» определить механизм дополнительного финансирования отпускных, больничных и командировочных. Здесь заложниками ситуации оказались главврачи. Руководитель одного из северодвинских учреждений здравоохранения подал такой иск – и выиграл дело. До конца проблема, правда, не разрешена до сих пор...

Особого обсуждения заслуживает и вопрос: почему права жителей целых регионов «выпадают» из поля зрения федеральных чиновников, реализующих широко рекламируемые проекты, и почему права непременно нужно отстаивать в суде.

Станислав ЗЕЛЯНИН