Вечерний Северодвинск
Номер от 1 мая 2008 г.

Страшная монетизация и загадочный омбудсмен
На прошлой неделе состоялась сессия областного Собрания депутатов. В повестке дня по большей части значились законопроекты во втором чтении. Обычно внесенные в них поправки не становились барьером на пути окончательного утверждения. На сей раз традиция была нарушена.

Прощайте, последние льготы

Народные избранники отклонили при втором чтении законопроект по монетизации коммунальных и жилищных услуг.

Топорно реализованный федеральный закон №122 до сих пор дает о себе знать. Теперь даже само слово «монетизация» стало страшилкой, которое чиновники без особой нужды стараются не упоминать.

Вот и разработанный департаментом соцзащиты проект областного закона, предусматривающий замену льгот по оплате жилья и «коммуналки» на денежные компенсации, назван «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Отдельные категории – это примерно 300 тысяч жителей области: ветераны войны и труда, труженики тыла, пострадавшие от репрессий, чернобыльцы и другие. Прознав о новой заботе государства, они тут же устроили стихийные митинги и собрания, называя компенсации очередным обманом: льготы отберут, а деньгами не покроют, кинут какие-нибудь крохи.

- Мы считаем, что принятие закона о так называемой социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг ухудшит наше материальное положение, - заявил от имени областной организации ветеранов ее председатель Виталий Харламов. - На всех уровнях власть заявляет о своей заботе, обещает улучшить условия жизни ветеранов, а в действительности делает наоборот.

- И возразить по сути нечего, - говорит член фракции КПРФ Василий Гришин, – в законопроекте не прописано, как и в каких размерах будут выдаваться компенсации, никто не знает, во сколько обойдется закон, сколько потребуется нанять дополнительно людей, чтобы обойтись без очередей в сберкассах. Наша фракция выступила против принятия закона в таком виде. У нас есть серьезные основания полагать, что администрация области не готова к его исполнению, по крайней мере от руководителя департамента соцзащиты Андрея Калашникова внятных ответов не дождались, кроме ссылки на то, что федеральный закон о введении Жилищного кодекса требует от региональных властей монетизировать льготы.

Безусловно, исполнять его придется, за этим федеральный центр теперь следит строго. Но вступает он в силу с 1 января 2010 года, время есть, нас никто не торопит, зачем бежать впереди паровоза, ведь в других регионах тоже пока еще обмозговывают эту инициативу федерального центра.

Против поспешного принятия законопроекта выступили «правый» вице-спикер Дмитрий Таскаев, «единороссы» Эрнест Белокоровин и Евгений Ухин. Последний предложил провести эксперимент, монетизировав для начала «коммуналку» хотя в двух муниципалитетах, и даже назвал конкретно – в Новодвинске и Приморском муниципальном образовании. Но из зала прозвучала реплика – а самих муниципалов спросили?

В итоге нужного количества голосов поправка не набрала, как и законопроект в целом. Он отправлен на доработку.

За «лотереей» не спрятаться

В прошлом году был принят закон, запрещающий игорный бизнес в Архангельской области. С 1 января этого года он вступил в силу. Большинство игровых залов закрылись, но некоторые, принадлежащие, прежде всего, московским и питерским фирмам, вскоре снова распахнули двери.

Только под новыми вывесками - они стали лотерейными и развлекательными интернет-клубами. Бизнесмены быстро сообразили, что можно нарушить закон и заплатить мизерный штраф, который потом сторицей окупается за счет любителей азартных игр. По мнению разработчика закона Эрнеста Белокоровина, подобный правовой нигилизм объясняется скромными штрафными санкциями. Поэтому на минувшей сессии он внес ужесточающие наказание поправки, которые поддержаны депутатами. После введения их в действие нарушение запрета на проведение азартных игр карается штрафом: для должностных лиц — от 10 до 50 тысяч рублей, для юридических - отста тысяч до миллиона рублей!

- У правоохранительных органов теперь есть все правовые основания, чтобы окончательно выкорчевать игорный бизнес с поморской земли, - считает Белокоровин.

Кому нужен омбудсмен?

Уже в который раз депутаты не могут сойтись во мнениях по поводу кандидатуры на пост уполномоченного по правам человека. Сейчас эту должность занимает Надежда Ахраменко, бывший сотрудник правоохранительных органов, которая была назначена еще в пору губернаторства Анатолия Ефремова. Естественно, опыт у нее накоплен огромный. Мэр Северодвинска Александр Беляев, посчитав ее работу полезной, предложил продлить полномочия.

Но по закону должны быть представлены альтернативные кандидатуры. Они появились - два представителя вузовской науки, Надежда Малая и Елена Шинкарева, а также заместитель директора ООО «Семь дней» Вениамин Белов. Но ни один кандидат при тайном голосовании не набрал необходимых 32 голосов. Позднее, на пресс–конференции, вице-спикер Дмитрий Таскаев задался вопросом, а нужен ли вообще в области пост омбудсмена? И на кого он работает – на власть или для народа? Этот дискуссионный вопрос наверняка получит продолжение на следующей сессии. А пока исполнять обязанности уполномоченного будет Надежда Ахраменко.