Вечерний Северодвинск
Номер от 17 апреля 2008 г.

Александр Леньков: «Стриптиз – это интересно»
Популярный актер не любит розыгрыши и ненавидит свою молодость

Разговор с народным артистом России, хорошо известным нам по интересным работам в театре и в кино, состоялся в одном из северодвинских ресторанов, где московские гости задержались после гастрольного спектакля на легкий товарищеский ужин.

Ария Степана Капусты

Но беседа началась не с театральных подмостков, а с телевидения. Многие помнят популярнейшее когда-то ежедневное шоу «Тушите свет» (впоследствии «Красная стрела»), где по вечерам поросенок Хрюн Моржов и заяц Степан Капуста обсуждали вместе с ведущим самые горячие события прошедшего дня. Говорили без обиняков, иногда резко, нелицеприятно, но всегда смешно и остроумно. Так вот, длинноухий пучеглазый толстяк Степка Капуста говорил голосом нашего сегодняшнего собеседника.

- Александр Сергеевич, в то время компьютерная мультипликация была еще в диковинку. На деле вы не имели возможности ни увидеть своих героев, ни прикоснуться к ним, уповая только на силу своего воображения. Остальное было делом техники.

- Актер может в любой момент перевоплотиться и ощущать себя вполне материально хоть табуреткой, не говоря уже о любом одушевленном персонаже. Но у нас была очень точная подсказка режиссера, условия игры оговаривались четкими характерами персонажей. Хамло Хрюн Моржов и этакий недорезанный интеллигент Степка Капуста, «котодый фидософствовад да дюбые тебы» («который философствовал на любые темы» - догадываюсь тут же я). Жалко, что теперь этой программы нет. Мне даже интересно, что бы сказал Степка по поводу сноса памятников культуры, или по поводу вступления в НАТО Украины. И Хрюн Моржов сказал бы свое веское слово.

Сейчас о натовском альянсе Украины говорят только в политическом плане, а тогда умозаключения наших героев сразу расставляли все по своим местам. Как Высоцкий высказывался в своих песнях – любые события в его творчестве обретали ясный и понятный для всех смысл, приобретали уровень доступности и совершенно точного восприятия простым народом. Подобное было и у нас, любое произошедшее только что событие получало через Хрюна и Степку свою оценку, собственную интерпретацию.

- Саша, скажите, сколько вам лет?

- А сколько дадите?

- А если не рисоваться?

- Вот уже и рисоваться нельзя. Вообще-то, много. В мае будет 65. И при этом я ощущаю себя очень…

- Мудрым!

- Как раз наоборот. До неприличия несерьезным. Отметьте для читателей, на этой реплике артист потребовал себе очередную порцию водки. В общем, я не чувствую себя взрослым человеком, невзирая на все седины и преподавательскую деятельность во ВГИКе. Не знаю уж, к счастью это или нет.

Алкаши, сумасшедшие, изобретатели

- Александр, ваше ярчайшее восхождение на киношный Олимп произошло в фильме «Ключи от неба». Но после еще нескольких заметных ролей вы как-то исчезли с экрана. Что-то произошло? Или вы всего себя решили посвятить театру?

- Не могу согласиться, что первая работа была ярчайшей. Я отношусь к своему герою очень критически и даже стесняюсь того успеха. По сути это был социальный заказ – снять комедию про ракетчиков, как когда-то «Иван Бровкин» - комедия про солдат. Но ведь можно снять комедию и про космонавтов. Комедии «про» появляются, когда страна в чем-то уверена. Появились ракетчики – получите смешной фильм. Космонавтов печем теперь, как пирожки, твердо стоим на космических «ногах» - ждите комедии. Так что «Ключи от неба» откровенной удачей считать не могу.

Я очень критически относился к себе в молодости, никак не мог определить свой типаж. Сейчас себе больше нравлюсь, чем в юные годы. Не мог понять, кого должен играть Саша Леньков. Шурик Демьяненко – это понятно, Сеня Морозов – понятно. А Леньков – было что-то аморфное, ни о чем. Гораздо симпатичнее был недотепа-интеллигент Женя Стеблов.

- Ну а сейчас?

- Теперь у меня пласт гениальнейший. Какие-то алкаши, сумасшедшие профессора, изобретатели Кулибины. Много картин, которые скоро выходят, находятся в процессе выпуска. Тот же фильм «Путешествие», где я играю изобретателя машины времени. В фильме «Зимняя вишня» я уже был взрослым, сыграл несостоявшегося жениха, ищущего в Интернете свою второю половину. Вот это уже возрастной Саша Леньков, хотя еще и не Александр Сергеевич. Повторяю, что интереснее становлюсь с возрастом. Смотрю старые фотографии и просто ненавижу себя молодого. Это без всякой рисовки говорю.

- Комедия «Двери хлопают» и сказка «Пчелка» по Анатолю Франсу с вашим участием просто поразили. В вашем короле гномов было столько клоунады. Эти спектакли еще в репертуаре?

- Нет, конечно. Театр - искусство быстротечное. Но спасибо, что вы вспомнили об этих работах.

- Так вот, о клоунаде. Вы за ней прячетесь, либо, наоборот, открываетесь?

- Не каждый это умеет. Вы вот назвали «Ключи от неба», а мне дороже Баба Яга, я играл ее в нескольких сказках. «Остров ржавого генерала», «Снеговик», где мы работали с Алисой Бруновной. Разные волшебники и чудики из других детских картин. В общем, эксцентрика – это мое, я умею ее делать. Сейчас есть множество актеров, которые могут более или менее грамотно сказать текст. Проговорил - и сериал готов. А сыграть нечистую силу не каждый умеет. Легче сыграть криминального пацана-распальцовщика, кого-нибудь пристрелить, расчленить. Это может сделать даже не артист.

Обойдемся без праздников

- Александр, по профессии вы лицедей, притворщик, обманщик. А в повседневной жизни часто притворяетесь?

- Нет, не люблю розыгрышей, первое апреля праздником не считаю, не переношу всякие капустники. По жизни я очень скучный. Недавно был юбилей театра имени Моссовета, где я всю жизнь работаю, буквально несколько дней назад, и вот не пошел на праздник. Даже не мог себе объяснить почему. Посидел дома, подумал о своем, нашел тысячу причин, чтобы не идти.

- Может быть, весенняя хандра?

- Да она у меня круглый год. Можете решить, что я противоречу себе, говоря, что молод. Я тяжел на подъем. Вот сейчас мы сидим в уютном гостеприимном ресторане, беседуем. Но дома отправиться в ресторан меня не заставишь. И это не из жмотства и скупердяйства. Просто очень не люблю праздную шумную атмосферу. Отдыхать – так уж на даче, с шашлычками в кругу друзей, не могу сказать, что у меня их очень много. Но такой отдых мне комфортней. Я очень примитивен в еде, никогда не променяю рассыпчатую вареную картошку с селедочкой на какую-нибудь икру.

- И стриптиза не надо?

- Стриптиз? Почему, это интересно. Иногда тыркаю в телевизор, и глаз мой останавливается. Это все же красиво, очень симпатично. Как цветы, зрелище вполне логичное в сегодняшней жизни.

- Саша, вы человек спокойный, в совершенстве владея профессией, ведете актерское мастерство во ВГИКе. До чего вас надо довести, чтобы вы изгнали молодого человека с курса?

- Очень правильный и понятный вопрос. Я даже не ожидал от себя, что могу быть таким жестким. Как-то пришлось со второго курса убрать четырех или пять человек. Причина – безразличие. Только начали учебу, сразу пальцы веером, мы уже все знаем, все умеем, и деканат понял, что к четвертому курсу это обернется полным пофигизмом и откровенной профнепригодностью. Я согласился с этим. Профессия актера предполагает обязательное присутствие соучастия, сострадания и горячего сердца.

Артисту докучал Александр ГУЗНИЩЕВ