Вечерний Северодвинск
Номер от 10 апреля 2008 г.

Загадка монастырского клада
Как молотовские мальчишки получили привет от дожа Франческо

Недавно прочитал информацию о том, что в Николо-Корельском монастыре сделана частичная реставрация и в одном из его приделов даже проводятся службы. И вспомнилось, что на территории этого монастыря мне довелось побывать еще в детстве.

БЫЛО то в первые послевоенные годы. Среди ребят в Молотовске время от времени возникали слухи о том, что в монастыре зарыт клад, возможно, даже не один. Однажды, почти не готовясь, несколько наших одноклассников решили проверить эти слухи. И двинулись туда гурьбой после уроков.

На территорию должны были проникнуть двое самых ловких, прыгучих и быстро бегающих. В их число попали я и Гарик Корб, тем более что у него оказалась с собой где-то раздобытая саперная лопатка. Мы подобрались совсем близко к центральным вратам и начали разрывать землю недалеко от здания, почти у самой стены. Причем копали там, где грунт казался наиболее податливым. Должно быть, нам сильно повезло. Находка обнаружилась быстро благодаря чистой случайности. Примерно на глубине штыка лопаты среди ржавых мелких кусочков железа оказался непонятный предмет. Разрыв вокруг землю руками, мы вытащили грязную кругляшку, потерев которую пальцем, увидели нечто похожее на свинцовую биту или ременную пряжку.

Начинало темнеть, было жутковато. К тому же в это время кто-то появился на территории монастыря, возможно, сторож, а может, случайный прохожий. Наши младшие товарищи начали отвлекать его разными звуками, а мы, удачно преодолев стенку, выбрались на пешеходную дорогу. Убедившись, что погони не было, все собрались метрах в ста от монастыря. Постарались оттереть находку от земли, но было темно, и хорошо рассмотреть найденный предмет не удалось.

Война уже окончилась, но уличного освещения в городе еще не было. Домой добирались, можно сказать, на ощупь. На следующий день Гарик принес находку в школу уже очищенной, и мы смогли ее хорошо рассмотреть. Находка оказалась монетой. Поскольку наш поход и поиски были тайными, то решили все держать в секрете.

В те школьные годы я начал заниматься коллекционированием, правда, сумбурным, не целенаправленным, поскольку собирал все, что попадется: марки, монеты, значки. Гарик, зная об этом, предложил отдать монету мне, как коллекционеру, на сохранение. Так она оказалась у меня и, к счастью, не пропала даже тогда, когда я учился в институте, поскольку мой брат Миша продолжал собирать марки и монеты.

В шестидесятых годах монета вновь оказалась у меня. Родители переезжали в Нижний Новгород, и мама передала мне все, что было накоплено нами, детьми, и бережно хранилось в семье.

В восьмидесятые годы я побывал в Северодвинске два раза. В один из этих приездов мы с моим другом Владимиром Глуховым совершили поездку на Соловецкие острова. Гарик Корб отвозил нас в Архангельск к теплоходу. И я напомнил ему о найденной монете. В эти годы в Северодвинске уже существовал краеведческий музей. Володя обратил мое внимание на некоторые экспонаты, рассказывающие о наших родителях и многих знакомых. Экспозиции, по сравнению с нынешними, были тогда скудноватые. И мы уже втроем решили, что монету следует передать Северодвинскому краеведческому музею, поскольку она представляет довольно интересную историческую находку.

В дальнейшем в одной из московских газет мне попалась небольшая заметка о первых англичанах, появившихся в устье Северной Двины. Она подтвердила мое умозаключение, что первым местом, которое посетило торговое судно англичан, был Николо-Корельский монастырь, а не Ново-Холмогоры.

Нашу же находку, как мне удалось прочесть на ней, франк 1550 года (не хотелось бы ошибиться в знании римских цифр), я передал в музей только в марте 2005 года. Думаю, что эта серебряная монета позволит отразить и уточнить историческую значимость земли, на которой построен город корабелов, а также будет хорошей памятью о всех тех, для кого Северодвинск был прекрасным городом их детства и юности.

Александр ПЕТРЕНКО, профессор МАДИ, выпускник школы №1 г. Молотовска

От редакции

В кратком описании монеты, хранящейся в музее, сказано: «Монета. Дож Франческо Эриццо. Скудо. На лицевой стороне крест, по краю круговая надпись: «frank erizzo dvx ven mam» (Франческо Эриццо, Венецианский дож)…». Предположение автора воспоминаний о том, что находка является франком, оказалось ошибочным.

Монета атрибутирована начальником музея полигона Алексеем Катуниным на основе научных источников. Дож Франческо Эриццо был 101-м правителем Венеции.