Вечерний Северодвинск
Номер от 10 апреля 2008 г.

Оптимизм профессии
Помочь простому человеку – в этом суть российской журналистики

22 апреля в Москве начнет работу VIII съезд Союза журналистов России. В числе делегатов будет на нем и председатель Архангельской организации Союза журналистов главный редактор «Вечернего Северодвинска» Вячеслав Белоусов.

«Попса» на полосе

- ВЯЧЕСЛАВ Васильевич, вопрос традиционный: с какими чувствами отправитесь в Москву?

- Обязательно отвечу. Но начну с двух эпизодов. Недавно по ТВ показали сюжет об успешном издателе «желтой» газеты. Вот камера показывает, как он заходит к мэру, хлопает того по плечу и молвит: «Я его сделал из своего завхоза». Следующая картина: уже губернатор бросается к нему навстречу, и сразу становится ясно, кто из них главный. А потом ведущий сюжета спрашивает у бывшей журналистки этого издания, почему она ушла от хорошей зарплаты и других благ? Та отвечает: «Страшно работать в редакции, по коридорам которой может пробежать сотрудник с криком: «Ура, ребенка из окна выбросили! Есть «гвоздь» номера!» И в завершение – встреча этого редактора с президентом факультета журналистики МГУ, известным и уважаемым во всем мире Ясеном Засурским, который говорит: «Я тебя такие газеты не учил делать». И впервые у героя сюжета растерянное лицо, как у студента, получившего «неуд». Есть в России случаи, когда из таких редакций уходит весь журналистский коллектив.

Второй эпизод – телепроект «Суперстар», во время которого известным певцам, любимцам страны, которым, на беду, до этого, по сути, был закрыт вход на экран, оценки ставит попсовая молодежь, ежедневно мелькающая на экранах. Обидно и за мастеров, и за саму ситуацию.

К сожалению, и у нас, в журналистике, может получиться, что профессору Засурскому будет пытаться давать уроки и ставить оценки попса, которая выносит свои портреты на первые полосы. Поэтому на съезд я еду с двойственным чувством: радости от встречи с коллегами-единомышленниками и с пониманием, что у Союза много проблем, одна из них - создание профессионального союза.

- Не сгущаете краски? Или это я близорукостью профессиональной страдаю? Ведь не все так плохо, если живут «Правда Севера», «Северный рабочий», «Вечерний Северодвинск» и районки? Они не такие тиражные, но, что доказано временем, нужные людям, любимые читателями.

- Да, настоящая журналистика сохранилась в местных газетах, поскольку они, по сути, живут на одной лестничной площадке со своими читателями. Это признают и столичные коллеги, и преподаватели журфаков. Нельзя все мерить тиражами, цветом и глянцем. Местные издания по-прежнему остаются семейными и в некоторых случаях - последней инстанцией, куда люди приходят как в церковь, потому что нет другого места, где бы они могли выговориться. А после публикации – ждать поддержки. Кстати, областная власть является соучредителем практически всех районных и городских газет. И в данном случае, поддерживая свои издания на законных основаниях, поддерживает то, что востребовано северянами. Такого читательского доверия нет и не будет ни у одной бесплатно разбрасываемой «популярной» газеты.

- Мне кажется, что в этом велика роль Союза журналистов. Когда на правлении мы подводим итоги профессиональных конкурсов, побеждает журналистика. Председатель российского Союза Всеволод Богданов как-то сказал, что журналист совершает самоубийство как журналист, когда отходит от профессиональных этических норм. Ведь в традициях российской прессы – показывать простого человека, помогать ему. И именно такие материалы отмечаются как лучшие.

- Каждый месяц у нас проходит правление Союза. И на нем мы принимаем от одного до трех молодых журналистов, впрочем, не только молодых. Когда спрашиваем вступающих, почему они приняли такое решение, звучит практически одинаковый ответ: Союз журналистов остался самой серьезной, авторитетной общественной организацией. Недавно в него были приняты уважаемый в Северодвинске человек, председатель городского совета ветеранов Виктор Антонович Петрушин, у которого не только интересные статьи, но и книги; настоятель Антониево-Сийского монастыря отец Трифон. В своем интервью «Правде Севера» священник сказал: «Если церковь и ее СМИ станут взаимодействовать со светскими, будет больше понимания, узнавания друг друга и меньше каких-то негативных явлений».

Читатели верны районкам

- В России и в нашей области все больше появляется псевдоизданий, называющих себя газетами, и псевдожурналистов, не имеющих отношения к нашей профессии. Появляются «придворные», красочные листки. Их издатели гордятся своими творениями и награждают их громкими эпитетами: «самая популярная», «самая информированная». Ваше отношение?

- С точки зрения закона о СМИ они легитимны. А насчет популярности? Сейчас в области идет подписка на газеты. В каждом районе лидируют, как и десять лет назад, районные, городские газеты, газеты издательства «Северная неделя», «Правда Севера». Это первый аргумент, второй – спросите у жителя любого района, знает ли он о существовании «самого-самого издания?» Увидите недоуменные лица. Мы такие опросы проводили. Просто базарным изданиям «барин» дает деньги и команду «фас!», а моськи имитируют громкий лай.

Как отличить газету от псевдоиздания? Одна из подсказок: если в графе «тираж» указывается число с нулями, значит, врет издатель либо разбрасывает свой листок по чиновным туалетам. Пиар имеет право на жизнь, но он должен легализовать себя, сказать: служу не читателю – барину. Нужно разделить понятия журналистика и пиар. Процитирую один раз Ясена Засурского, авторитетнее которого в нашем нынешнем сообществе человека, профессионала, пожалуй, и нет. Кстати, сказано это в прошлом году, а не в прошлом веке: «Журналистика – это креатив, который помогает людям понять, что происходит... Это прививка иммунитета от подлости, от жадности, от стяжательства, прививка этических норм, чего не делает пиар… Общество сгниет, если не будет здоровой журналистики». Подведите эти нормы к «самым популярным» изданиям - соответствуют ли они им? - и все станет ясно.

Что же касается «придворных» пиар-проектов, здесь совсем просто. Экс-губернаторы Ефремов, Киселев, экс-мэр Архангельска Донской заводили себе печатные игрушки. Но разве это помогло им решать проблемы, быть ближе к народу, удержаться у власти? Надо просто работать с прессой, которая признана жителями региона, а не посыпать население печатным дустом. Ведь невольно напрашивается вывод: завел «придворную» газету – жди радикальных изменений в судьбе.

Улыбнувшись, добавлю: мэр города Северодвинска Александр Беляев избежал этого соблазна, результат - политический долгожитель.

Нет повести банальнее на свете…

- Но это говорит о том, что нынешняя власть склонна пиарить себя больше, чем в недавнем прошлом делал бизнес? Вечная тема: пресса и власть.

- Я был на последней пресс-конференции президента Путина. Там, естественно, присутствовали и многие журналисты «кремлевского» пула. Один из самых интересных, автор книг о Путине, сотрудник «Коммерсанта» Андрей Колесников произнес известную фразу: «Пресса должна быть оппозиционной власти». Потом добавил: «Иначе мы ей не интересны». А ведь в самом деле: какой интерес может быть к газете, если ей продиктовали, что и как надо написать, знают, кого ей позволили «мочить»? Не интереснее ли открыть газету и прочитать статью умного публициста, незаангажированного человека? Как он оценивает ситуацию, событие, действие чиновника? К примеру, после статей Анатолия Аграновского в 70-80-е годы прошлого столетия закрывали заводы, министерства или, наоборот, выделяли огромные деньги для строительства клиники доктора Федорова. Пусть не столь масштабные примеры есть и в нашей областной журналистике: Владимир Тюрин, мой предшественник на посту председателя Союза; Валентин Каркавцев, Сергей Доморощенов, Виктор Толкачев, Олег Химаныч, Ольга Третьякова, Раиса Евглевская… Последние, кроме профессиональных, обладают человеческими качествами, пиарят не себя, а героев своих публикаций. К ним идут за помощью, советом. Валю Каркавцева убили за намерение защитить читателей от мрази. Почитайте книги, статьи Олега Химаныча в «Корабельной стороне» о проблемах российского судостроения. Некоторым кажется, что они скучноваты, но от них порой морщатся «оборонщики». И никто ни разу не упрекнул журналиста в предвзятости, некомпетентности, не шлют ему подметных писем, угроз.

Желание отомстить «писаке» нередко возникает тогда, когда он издевается над личностью, обыгрывая фамилии, внешние данные, при этом не вникая в суть человека, его дела. Он не разгребатель грязи, кем в прошлом веке являлись американские коллеги, он ее создатель.

В наш союз приходят люди, сочетающие профессионализм и не растерявшие понятия «совесть», «сопереживание». Для пиарщиков это давно забытые, ненужные рудименты. А Союз поддерживает и пополняется нравственными людьми.

Настоящая журналистика создает здоровую среду обитания. В этом оптимизм профессии и жизни.

В качестве собеседника выступила Ольга ЛАРИОНОВА

- Союз журналистов России насчитывает более ста тысяч человек.

- Десять лет назад, учитывая влияние и авторитет Союза журналистов России, Международная федерация журналистов приняла его в свой состав.

- В 2007 году в Москве впервые в истории СССР и России состоялся Всемирный Конгресс Международной федерации журналистов.

- Впервые в состав исполкома этой влиятельной организации был избран представитель нашей страны – председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.

- Генеральный секретарь МФЖ Айдан Уайт неоднократно заявлял, что в России они принципиально признают только Союз журналистов, поскольку «он является самой крупной независимой неправительственной организацией».

- Союз журналистов России не получает бюджетной поддержки.