Вечерний Северодвинск
Номер от 3 апреля 2008 г.

Полковник Картухов: Не каждый преступник должен сидеть в тюрьме!
Сводки дежурной части говорят ясно: преступность в городе измельчала до уровня сумочек и мобильников. Зато в колонке судебной хроники всегда хватает приговоров по жестоким и циничным делам. За информацией о реальном положении дел идем к начальнику криминальной милиции, заместителю начальника УВД Северодвинска Игорю Картухову.

Служебная тайна

- Об уровне преступности надо говорить в цифрах. В 2006 году в Северодвинске зарегистрировано 4289 преступлений, в 2007 – 3359. Снижение – 21,7 процента. Если же говорить уже по нынешнему году, то в январе и феврале зарегистрировано 596 преступлений, в этот же период 2007 года было 657. Два месяца – это еще не показатель, но точно можно сказать, что по уровню преступности наш город – один из самых спокойных в области.

- Но все же эти три с лишним тысячи преступлений есть. Что в основном?

- Мелкое воровство, бесконечные кражи сотовых телефонов из женских сумочек, оставленных без присмотра в барах. Драки, куда уж без них. Стандартный набор, словом.

- А из новенького?

- Очень часто стали обращаться банки, пытающиеся найти злостных неплательщиков по кредитам. Выдают деньги сейчас легко – по липовым справкам о доходах, а порой и вовсе без них. А потом приносят по 40 заявлений зараз, мол, требуем возврата денег. Но это – гражданско-правовые отношения, мы к ним не имеем никакого отношения. Мы можем только найти человека, предупредить об ответственности, которую он несет перед своим кредитором. В результате наши сотрудники вынуждены тратить время на всякую ерунду вместо того, чтобы преступников искать.

- А по ложным заявлениям часто приходится работать?

- Постоянно. По два десятка дел ежегодно возбуждается за дачу ложных показаний. Зачастую происходит так: гражданин до бесчувствия пьет, непонятно, где и с кем, а утром смотрит – телефона или кошелька нет. И сразу к нам бежит – украли, верните, найдите злодея. А точно ли украли? В 70 процентах подобных заявлений состава преступления нет. Сами теряют по невнимательности. А время, опять же, на оформление заявления тратится.

- Что выдающегося было в этом году?

- Передано в суд многоэпизодное дело по мошенничеству управляющего дополнительным офисом Ингосстраха, два года присваивавшего деньги горожан. Возбуждено уголовное дело по взяткам, которые получал один из врачей Северодвинска. Задержан житель Архангельска 1975 года рождения, на счету которого числится более 20 краж в магазинах. Изъята крупная партия водки с сомнительными документами. Кстати, сообщение об этом складе поступило от официальных представителей известной алкогольной марки.

- А тяжкие?

- Поножовщина и убийства у нас обычно в семьях происходят – родственники да друзья воюют. Опять же пьют до упора, пока ум за разум не зайдет. Потеряли люди какой-то внутренний ограничитель.

Личное дело

- Не скучно вам с такой мелочью работать?

- Отвечу так – возвращения в 1993 год, эпоху бандитских войн, не хочу.

- Не переросли наш город? Куда силы и опыт хотели бы приложить?

- Как и всю жизнь, хочу быть опером.

- То есть – назад, к истокам профессии?

- Да на самом деле я и сейчас опер. Просто возможностей у меня больше. Преступления ведь раскрывает команда, а не один человек, как в кино показывают.

- От чего в своей работе получаете самое большое удовольствие?

- От раскрытия преступления, конечно.

- И от исполнения задачи «вор должен сидеть в тюрьме»?

- Не согласен. Не надо подходить к этому вопросу так радикально. Если мужчина-алкоголик всю семью несколько лет терроризировал, в страхе держал, детей и жену избивал, а она однажды от отчаяния за нож схватилась – закон должен быть на ее стороне.

- А закон суров для всех?

- Суров. Но в некоторых вопросах оказывается абсолютно беззубым. Изменена статья 213 – хулиганство, теперь если трое негодяев избили прохожего, привлечь их будет очень непросто. За кражу телефона дадут больше, чем за побои. А в результате возникает то самое ощущение безнаказанности, которое порождает более серьезные преступления.

- Стало быть, вы – за профилактику?

- Конечно. Если бы некоторых преступников после первого же мелкого нарушения посадили на 15 суток, они могли бы и не стать уголовниками. Ведь зачастую мелкие правонарушения совершают обычные граждане, для которых ночь в изоляторе – серьезный воспитательный прием.

Беседовал Ильдар ХАБИБУЛЛИН