Вечерний Северодвинск
Номер от 3 апреля 2008 г.

Собрание заблуждений
Как в одном доме собственник, отстаивая свои права, борется за права всех

В городе прошла волна собраний собственников жилья из многоквартирных домов. Причина - жилищные предприятия, именуемые нынче управляющими компаниями, торопились узаконить повышение тарифов на свои услуги.

Е стало исключением и МУП ЖКК. Сначала все шло гладко и без сюрпризов. Инициаторы собраний – люди проверенные, форма проведения – тихая и безобидная – заочная. Активность народа не ахти, но до нужной цифры дотянуть всегда можно.

Дошла очередь до собрания и в доме 88 на улице Ломоносова. И все бы ничего, но на беду жилищников одним из собственников, и не какой-нибудь задрипанной «двушки», а целых 1300 квадратных метров там значился депутат Горсовета и председатель комиссии по городскому хозяйству Юрий Широкий.

В повестке заочного собрания стояло три вопроса: об увеличении с 1 марта размера платы за жилое помещение и услуги по вывозу мусора, утверждении перечня работ текущего ремонта и о внесении изменений в договор по управлению домом. Когда итоги собрания подвели, оказалось, что большинство проголосовали против повышения цен. Остальные пара вопросов повестки аллергии у народа не вызвали, и перечень работ, и изменения в договоре были одобрены.

И тут в уже решенное, казалось бы, дело вмешался Юрий Широкий, который, в отличие от обычных, юридически беспомощных жителей, собственник, подкованный во всех отношениях. Договор он прочитал внимательно, поэтому ему совсем не понравился один из пунктов: если тариф на содержание и ремонт жилья не принимается на собрании собственников, управляющая компания имеет право для всех самостоятельно установить тарифы, утвержденные Горсоветом для нанимателей. Именно так и получилось: собственники проголосовали против, а управляющей организации по барабану, поправки к договору дают им право не обращать внимание на собственников, и самостоятельно поднять цены. Обман? Ну зачем так сразу? Можно назвать это мягче: введение в заблуждение.

Мало того, по новой редакции договора, за который проголосовало большинство собственников, раз в год тариф можно изменять и не дожидаясь телодвижений местной власти. Достаточно соблюсти несколько условий, в том числе не превысить федеральную ограничительную планку и уведомить жителей о повышении за месяц до предоставления квитанций на оплату. И ни слова ни о каких экономических расчетах, ни о том, как и почему стоимость услуг будет повышаться.

Юрий Широкий прикинул, что уже через год управляющая компания получит право устанавливать новые тарифы, уже не оглядываясь на решение Горсовета, а исходя из собственных аппетитов. В этом году, размышлял он, для Архангельской области был установлен предельный индекс в 17 процентов, в следующем – пока тишина, но вполне вероятно, что никаких ограничений не будет. И тогда все будет зависеть исключительно от полета фантазии коммунальщиков МУП ЖКК. Кому из собственников понравится такая перспектива? Вот и Юрию Ростиславовичу неуютно стало:

- Я прекрасно понимаю, что повышение цен неизбежно, и готов платить. Однако предоставлять управляющим компаниям неограниченное право самостоятельно менять размер платежей считаю в корне неправильным.

Другой бы выматерился и махнул рукой, а Широкий начал действовать. Пошел в народ с разъяснениями, письменными и устными. Народ проникся и пообещал Широкому больше не ставить галочки где попало, а делать это вдумчиво.

Чтобы закрепить успех, отменить решение только что проведенного собрания и убрать из договора наиболее неприятные для собственников пункты, наш депутат-собственник стал инициатором внеочередного общего собрания. Ему удалось не только провести собрание, но и при поддержке жителей дома выиграть заочную дуэль с управляющей компанией и городской администрацией – хозяйкой доли муниципального жилья.

Однако даже имея на руках протокол с нужным решением, он пока не чувствует себя победителем, поскольку в квитках на оплату, разосланных жильцам Ломоносова, 88, тарифы указаны новые, повышенные.

Разумеется, Ломоносова, 88 – не единственный в городе адрес, где жильцам предлагалось проголосовать за поправки в договор, и наверняка мало кто пытался вникнуть в тонкости формулировок, особенно если видели пометку о том, что «изменения необходимы в связи с изменением действующего законодательства». Кто ж попрет против законов?

Городская новейшая история пока не знает примеров такой активности, чтобы собственнику доли, пусть и такой солидной, хватило запала, терпения и знаний, чтобы довести дело до конца. И Юрию Широкому, как бы он ни старался, это пока не удалось. Кто-то может сказать, что депутат - лицо заинтересованное, это у нас собственности кот наплакал, а ему есть за что коммунальщикам горло грызть. Никто и не спорит, но поболеть за него стоит хотя бы потому, что просто интересно посмотреть, что у него, такого упакованного, с мандатом и амбициями, получится. А еще тем горожанам, у кого на первом этаже дома расположились частные магазины, салоны и конторы, нужно иметь в виду, что зачастую собственникам этих тысяч квадратных метров до лампочки и лифт, и крыша, и жилые подъезды, и в целом интересы и нужды обычных жильцов. И имея солидную долю в общем имуществе многоквартирного дома, они могут проигнорировать собрания, на которых будет решаться судьба капитального ремонта, или проголосовать против. В данном случае интересы владельца торговых площадей и жителей дома совпали.

Если Юрий Широкий добьется чего-нибудь, можно намотать на ус, взять на вооружение и считать, что еще не все потеряно, если и он ничего не добьется, остается только выматериться и махнуть рукой… И не только жителям дома, где он пытался отстоять свои интересы и параллельно интересы остальных жильцов, но и в других домах города.

Елена ОГОРОДНИКОВА