Вечерний Северодвинск
Номер от 12 марта 2008 г.

Военно-морская немощь
Для наших читателей, комментирующих публикации прошлого номера, существуют две основные темы. И освещаются они почти одинаково – в скорбных тонах.

ПЕРВАЯ из этих тем – выборы президента, а равно и практикуемые в наших школах сочинения о выборах. Участники дискуссии солидарно исполнены самых мрачных эмоций. «Нормальных кандидатов отсекли», «замечательный подходец, просто в духе Оруэлла и ЧК, нашли в школах», «просто противно!» - такова позиция либеральной части нашей общественности. Ей робко возражают: мол, не ходить на выборы – это не выход. Но пока в дискуссии на нашем форуме побеждают сторонники «тактики скрещенных рук». Вопрос только в том, холодно или жарко от этого в реальной жизни?

Вторая тема, традиционная уже для последних недель, – ситуация в отечественном судо- и кораблестроении. Здесь также преобладают минорные интонации. «Что за слухи про якобы готовящиеся увольнения 50 процентов рабочих с Севмаша в связи с акционированием?» - спрашивает один из читателей. «Думается, насчет 50 процентов – это, конечно, преувеличение, а в том, что сокращения будут, сомневаться не приходится, - рассуждает другой. – Обычно после акционирования под сокращение идет от четверти до трети работающих. В основном это вспомогательные или производства вторичной важности. Такова практика».

Впрочем, есть среди нас и оптимисты: «Ничего плохого не произойдет, сто процентов уверенности! Так, небольшие подвижки. Все останется без больших изменений в ближайшие пять лет».

«Химаныч, как всегда, прозорлив, - отзывается еще один посетитель нашего сайта на публикацию, анализирующую последнюю информацию об «Адмирале Горшкове». – «Оборонка» в системном кризисе, более глубоком, чем в 90-е. Тогда не было заказов, но еще функционировали мощности, были кадры. А сейчас, когда появились многомиллионные контракты, российское судостроение не в состоянии их выполнить». Примерно о том же еще один комментарий: «Если такими темпами мы будем модернизировать и пополнять наш военный флот, то скоро останемся без России. Недавняя демонстрация нашей военно-морской немощи никого не может ввести в заблуждение. России нужен индустриально-технологический рывок».

«И на СМП, и на «Звездочке», и почти на всех отечественных заводах коммерческое судостроение нерентабельно, - подытоживает эти рассуждения анонимный комментатор. – Об этом уже писано-переписано, как и о том, что на перевооружение отрасли в очередной раз денег не дали. Уже сто раз просчитано и проверено: у нас рентабельны только заказы ВМФ. И разговоры в правительстве о возрождении судостроительной отрасли, похоже, дальше создания на бумаге ОСК не пошли. А без помощи государства нам не выкарабкаться. Это реальность».

По крайней мере, такова реальность общественного мнения.

Обзор подготовил Станислав ЗЕЛЯНИН