Вечерний Северодвинск
Номер от 12 марта 2008 г.

А такси и ныне там
Упорядочить работу такси городские власти пытались еще в далеком 1994 году. Не получилось, вернее, не успели: было отменено обязательное лицензирование этого вида деятельности. А в результате отмены лицензирования на перевозку пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом сложилась ситуация, при которой таксисты остались практически без контроля со стороны каких - либо органов государственной власти.

В ИЮНЕ прошлого года Горсовет предпринял очередную попытку одомашнить «диких» таксистов и утвердил «Положение об организации перевозок пассажиров легковыми таксомоторами в Северодвинске». Документ, основная цель которого, по словам разработчиков, наведение порядка организации работы такси, обеспечение безопасности пассажиров и привлечение дополнительных средств в местный бюджет, тогда назвали важным, нужным, и приняли на ура.

Прошло полгода, и тут оказалось, что никто не бросился, спотыкаясь и падая, выполнять принятое положение. Заявлений от перевозчиков о согласовании мест стоянки легковых таксомоторов как не было, так и нет. Паркуются такси где придется и как хочется. Добровольную аккредитацию таксисты тоже проигнорировали.

В Северодвинске, не таясь, работают несколько десятков фирм, однако на учете в налоговой инспекции у зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей с указанием деятельности «такси» нет ни одного контрольно-кассового аппарата. Зато есть подозрения в уклонении от уплаты налогов.

Да что там какие-то кассы! Сегодня уже никого не удивляет, что таксисты нередко возят нас в раздолбанных, технически неисправных автомобилях. Техосмотр их машины проходят не дважды год, как предписано, а один, как обычные частные автомобили. Медицинское освидетельствование перед выездом также большая редкость. Режим труда и отдыха таксисты не соблюдают. У многих из них водительский стаж недотягивает до прописанного минимума в 5 лет.

И дисциплинированными водителями таксистов вряд ли назовешь. По информации ГИБДД, за два месяца этого года были оштрафованы 3626 водителей, из них 120 таксистов. За полгода 6 водителей такси лишены прав на различные сроки. Короче, в городе как не было, так и нет контроля за качеством услуг такси и безопасностью для жизни и здоровья пассажиров, о которых так пеклись разработчики Положения о перевозках.

- Ну и для кого мы все это писали? - возмутились депутаты и пригласили для серьезного разговора городских чиновников, таксистов, налоговиков и гаишников. Правда, сами народные избранники мероприятие в большинстве своем проигнорировали. Из 25 депутатов послушать, как выполняется их решение, и подумать, как исправить ситуацию, пришли всего восемь членов Горсовета. Возможно, остальные были уверены, что ничего нового они не услышат, и, в общем-то, оказались правы: Америки никто не открыл.

Для того чтобы навести порядок с пассажирскими перевозками в режиме такси у городской администрации нет рычагов, у налоговой – особого желания, у ГИБДД – единомышленников. А объединиться для наведения порядка эти структуры не могут или не хотят. И все хором ссылаются на отсутствие методики: как, кому и зачем проверять таксистов.

Выходит, нам ничего другого не остается, как ждать, когда у таксистов вырастет сознательность или когда государство вернет обязательное лицензирование этого вида деятельности. Судя по всему, проще дождаться последнего, тем более что все чаще на самых разных уровнях говорится о том, что отмена лицензирования такси была серьезной ошибкой.

На депутатских слушаниях было озвучено и еще одно предложение, как вытеснить «диких» таксистов с рынка, – создать муниципальное такси. Присутствующий на депутатских слушаниях Сергей Неумывако подтвердил: такая идея есть, и ее реализация не за горами. Когда это будет и чем поможет, можно только догадываться. Но сидеть сложа руки депутаты не намерены. Они предложили городской администрации разработать дислокацию мест стоянок и методику контрольных мероприятий в сфере услуг такси, а также составить график совместных выездных рейдов для налоговой инспекции и ГИБДД. И, естественно, усилить контроль.

Елена ОГОРОДНИКОВА

В черной машине с зеленым огоньком

Спроси у меня мнение о таксистах – мало лестного скажу. Только сейчас говорит улица

Василий Петрович Соснин, пенсионер:

- Услугами такси пользуюсь редко, только когда в гостях допоздна засижусь. Никаких претензий к таксистам нет – быстро и аккуратно довозили до дома, я доволен. Цены, конечно, на услуги такси завышены.

Юлия Лазарева, молодая мама:

- Раньше, до рождения ребенка, услугами такси пользовалась часто. Было немало претензий к фирмам, основная – старые, разбитые машины, на которых ездить страшно. Сейчас, замечаю, автопарк стал лучше.

Вячеслав Белый, прохожий:

- Стараюсь пользоваться услугами фирм, где в парке одни иномарки – за такими машинами и уход лучше. Претензий к таксистам много – и быстро ездят в черте города, и дожидаться долго порой приходится.

Светлана, северодвинка:

- Я не замечала, чтобы таксисты превышали скорость. А услугами их пользуюсь достаточно часто, особенно когда опаздываю куда-то. Но мне кажется, что налоги от таких фирм должны поступать в казну.

Александр Косолапиков, военнослужащий:

- Я недоволен услугами такси. Сами водители зачастую невежливы, хамства очень много слышал. Повод? Например, когда просишь не гнать машину. У них ведь зарплата от скорости зависит, о пассажире не думают.

Спрашивала Ирина БАГРИЧ