Вечерний Северодвинск
Номер от 6 марта 2008 г.

Все мы немножко Тарасики
В городском музее открылась выставка работ Михаила Петренко

Солисту Мариинского театра Михаилу Петренко-млашему рукоплескали Лондон, Париж, Нью-Йорк и Северодвинск. Кто был на его декабрьском концерте в ДИТРе, этого не забудет.

ЗВЕЗДА мирового уровня встречу с родным городом тоже помнит, передает всем привет и обещает вернуться. С ним по телефону разговаривала директор городского краеведческого музея Валентина Стурова минут за пять до открытия персональной выставки Михаила Петренко-старшего.

Внешнюю схожесть с сыном скрывает внушительная борода отца, сходство в устойчивости к звездной болезни налицо. Знакомство с художником, выбравшим местом жительства Сан-Франциско, было заочным. Слово - картинам, отрывку из замечательного фильма о нем, дополненному рассказами музейного работника и одноклассника.

Сегодня член Союза художников РФ, кандидат искусствоведения, редактор журнала «Сайгонская культура» и путешественник Михаил Петренко может себе позволить жить как хочется. Да и раньше во многом так было, за минусом материального благополучия.

Аккуратно одетый северо¬двинский мальчик в чуть тесноватом пиджаке, он не был отличником и всегда нарывался на замечания учителей – нельзя же на всех уроках рисовать. В ответ на «нельзя» мальчик рисовал карикатуры - говорят, очень смешные.

Детство – это контраст суровости Севера и его ярких красок небесного сияния. Оттуда родом и теория неискупленного греха, который, считает Михаил Михайлович, есть у каждого. Его неискупленный – выпрошенная у одного из за¬ключенных и сгоревшая в печке книга. Мама испугалась, сожгла доказательство опасной связи. А у сына на всю жизнь осталась вина перед человеком: не сберег его драгоценность, не смог вовремя покаяться.

В первую очередь художником иллюстративного плана называет себя Михаил Петренко. Он иллюстрирует книги и жизнь. «Клавдия и Иван Сергеевич. Ул. Кирилловская, 17, кв. 12. Ленинград, 80-е годы» - с длинным названием маленький офорт - одна из многочисленных картинок коммунальной жизни. «Старый коммунальщик, я в кухонные драки не встревал. Я уходил в комнату и со злобой рисовал». Но чаще – с добром: «Идут по улице две противные тетки, пиво пьют. Но солнце светит, и я понимаю, как им хорошо после похмелья пить пиво».

Ему важно понять, чтобы нам рассказать про этих теток, про Мцыри, слепого музыканта, сумасшедшего ленинградского старика в фуражке с ломаным козырьком, который почему-то не любил военных. Чтобы в коте Тарасике, выглядывающем из-под табуретки, зритель увидел себя, свою жизненную позицию. И просто удивился забаве еще одного представителя семейства кошачьих: «Этот кот не ел голубей, он на них катался. Забирался на крышу, ловил птицу и, держась за нее, летел с седьмого этажа, словно на парашюте. А потом снова на крышу».

«Когда я что-то рисую, сам становлюсь колесом, собакой или старушкой…» Наверное, Станиславский сказал бы «Верю!», увидев, как Петренко, оторвавшись на телефонный звонок от очередной работы про какую-нибудь коммунальную бабулю, мог прошамкать в трубку старческим голосом: «Это хто там?»

А я верю, что художник Михаил Петренко будет рад, узнав от музейных работников, как появилась идея организовать его очередную выставку: «Услышав голос сына, северо¬двинцы захотели увидеть картины отца». Дети – это ведь тоже произведение.

Ольга ЛАРИОНОВА