Вечерний Северодвинск
Номер от 28 февраля 2008 г.

Мечта Евгения Егорова
Легендарный директор хотел создать еще один завод

ВО время презентации книги «Время Евгения Егорова» на заседании клуба «Корабел» я вспомнил о малоизвестном, но, по моему мнению, весьма интересном эпизоде биографии легендарного директора.

Евгений Павлович мечтал на основе производственного, технического и научного потенциала Севмаша создать вблизи Северодвинска еще один судостроительный завод, специализирующийся, по его замыслу, на выпуске гражданских судов.

Во время визита Н.С. Хрущева на Севмаш ему удалось убедить руководителей страны о целесообразности этого строительства и получить принципиальное согласие. Тогда же при содействии оборонного отдела ЦК КПСС были направлены письма в ведущие НИИ страны с просьбой сообщить сведения о лучших мировых и отечественных верфях, технологиях, оборудовании, материалах и т.п.

Когда же накопилось достаточно информации, в мае 1964 года вышло в свет решение директора предприятия о создании спецгруппы по разработке документации по строительству новой верфи. В состав группы вошли все ведущие специалисты завода по каждому виду производства. Возглавил ее сам директор, а вся организационная работа возлагалась на начальника отдела подготовки производства Николая Березницкого.

В течение двухмесячной напряженной работы был создан уникальный, даже по нынешним меркам, проект судостроительного комплекса-конвейера, который размещался под одной крышей, начиная со склада стали и кончая достроечной набережной. Справа и слева от конвейера располагались обеспечивающие производства.

Размещение завода предлагалось в устье реки Лая, в двух вариантах: первый - между Лайским Доком и деревней Рикасиха, а второй – между Лайским Доком и деревней Глинники.

Проект был очень хорошо оформлен графически бригадой художников во главе с Александром Фуфаевым. В начале сентября 1964 он за подписью директора и секретаря Архангельского обкома КПСС был направлен в Президиум ЦК КПСС на имя Н.С. Хрущева.

Дальнейшая судьба этого проекта мне неизвестна. В октябре 1964 года Н.С. Хрущев был снят со всех своих должностей, и все, что связано с его именем, ушло в анналы истории. Копия проекта, оставшаяся на Севмаше, была сдана в архив отдела главного технолога. Кстати сказать, во время разработки проекта Евгений Павлович находился в отпуске, тем не менее, почти ежедневно я привозил ему на квартиру наработанные материалы, которые он очень внимательно рассматривал, делая массу пометок и замечаний.

Запомнился его кабинет, где посредине размещался письменный стол, а вдоль стен стояли книжные шкафы, в основном с технической литературой.

Когда я пришел в первый раз, Евгений Павлович спросил, кто я такой, чем занимаюсь на производстве, что делаю в свободное от работы время. Я сказал, что работаю технологом, увлекаюсь спортом и еще пою в хоре. С тех пор мы много лет не встречались. И каково же было мое удивление, когда в декабре 1971 года в кабинет главного инженера, где проходило какое-то совещание, зашел Евгений Павлович. Выслушав, чем мы занимаемся, он заметил меня и спросил: «Все еще поешь?» В этом был весь Евгений Павлович Егоров - от государственных дел до внимания к простому человеку.

Трудно переоценить значение его предложения о строительстве завода по выпуску гражданских судов.

Выполняя сложнейшую задачу по созданию ВМФ, в том числе и ракетно-ядерного, директор смотрел далеко вперед, думал о будущем России.

Леонид КАРЕЛЬСКИЙ, ветеран Севмаша