Вечерний Северодвинск
Номер от 21 февраля 2008 г.

Два притопа, три прихлопа
«Ручки, ну где же ваши ручки?» - так, кажется, пелось в некогда популярной песенке. Да вот же они, ручки, никуда не делись. Хлопают себе и хлопают без устали.

В программе Владимира Познера «Времена» иногда повторяется один и тот же эпизод. В начале передачи ведущий представляет гостей. После первого имени зрители начинают аплодировать. Познер жестом останавливает их и просит поприветствовать уважаемых гостей «оптом». Оно и понятно – эфирное время дорого.

Но и зрителей в студии можно понять. У них телевидение уже выработало условный рефлекс: назвали чье-то имя – значит, нужно похлопать. На сцене очередного концерта к очередному юбилею топают – в зале улыбаются и хлопают. Ведущий очередного ток-шоу токует о пользе развесистой клюквы и третьей жене третьесортного актера, а зрители, словно зомби, бьют в ладоши.

«Тишины хочу, тишины», - повторяю вслед за поэтом. И раскрываю энциклопедию. «Аплодисменты – рукоплескания в знак одобрения, приветствия». Эх, кого бы одобрить, кого бы поприветствовать?..

Вот разве что на канале «Культура» в передаче «Линия жизни» появляются иногда герои, которым мысленно хочется аплодировать. Из последних встреч – актеры Александр Михайлов, Николай Бурляев, ученый Сергей Капица. Кстати, аплодисменты в передаче тоже присутствуют, не без этого. Только они не режут слух, не раздражают. Наверно, потому, что звучат интеллигентно и уважительно.

Тот же канал показал цикл из четырех передач, посвященный 70-летию артиста Игоря Кваши. По-доброму удивило то, что рассказывал юбиляр не столько о себе, сколько о тех замечательных людях, с которыми ему довелось встречаться, работать. Он именно так и говорил о них – замечательные. Или необыкновенные. Или просто хорошие. Часто ли мы так говорим о других? Говорим, а не бездумно отбиваем ладони.

Вышеупомянутый Познер, открывая не столь давно вечер памяти Владимира Высоцкого, попросил поприветствовать его аплодисментами так, как если бы на сцену выходил не он, а сам Высоцкий. Честно говоря, стало не по себе. Конечно, уровень шума в студии в момент аплодисментов никто не замерял. Но овацией те рукоплескания назвать было сложно. А чего вы хотели? Аплодисменты у нас уже давно перестали быть знаком одобрения и приветствия - они лишь фон.

«Не хлопочи мордочкой» - так призывал еще одного недавнего юбиляра Вячеслава Тихонова кто-то из его учителей. Хочется перефразировать и обратиться к зрителям: не хлопочите ладошками!

Елена РУДЕНС