Вечерний Северодвинск
Номер от 14 февраля 2008 г.

Вопреки приказу министра
В 1956 году на электромонтажном предприятии (теперь СПО «Арктика») меня назначили начальником сдаточного участка по спецтехнике. С того времени и до конца шестидесятых мне довелось постоянно встречаться с директором завода Евгением Егоровым.

Директор вызывает огонь на себя

Стиль его работы производил сильное впечатление. Исполнители быстро усвоили, что дезинформация и даже мелкая ложь тут не пройдут и вызовут с его стороны только негативное отношение. Зато объективные и технически обоснованные доклады и объяснения давали большой шанс заслужить доверие и авторитет у директора, а также поддержку и помощь в сложный момент.

Именно в такой непростой ситуации и оказалось наше производство после появления в 1958-1960 годах руководящих документов об организации работ по новейшим корабельным комплексам электроники на атомных подводных лодках.

Уже потом стало ясно, что авторы приказов по Минсудпрому неправильно истолковали содержание решения Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС и Совмине СССР. Но было уже поздно, так как на основании этих приказов в Ленинграде, Горьком и Николаеве были уволены сотни опытных и квалифицированных специалистов, выполнявших многие годы работы по корабельной электронике. Одновременно на судостроительных заводах сворачивались испытательные стенды и делались попытки заключать договоры на выполнение работ по электронике с заводами-изготовителями.

Летом 1960 года на одной из проверок Евгений Егоров привычно предложил доложить о ходе работ по электронике на очередной АПЛ проекта 675. После моего сообщения о том что, начиная с этого объекта, работы по электронике должны выполнять не мы, а заводы-изготовители, директор потребовал объяснений у заместителя главного строителя Константина Коробцова. И тот доложил, что, кроме ленинградского «Водтрансприбора», поставлявшего изделия гидроакустики, приборные заводы отказались прислать договоры на выполнение работ, ссылаясь на свою неготовность.

После окончания проверки директор вместе с ним приехал на наш участок. Внимательно разобравшись с документами, он согласился с мнением, что все приказы по Минсудпрому действительно не соответствуют решению ВПК. И отлично понимая, что действует вопреки приказу министра, вызывая огонь на себя, приказал немедленно оформить с нами договоры на выполнение работ по электронике по всем кораблям первого поколения.

Неисправности в «Керчи» - не молчи

Однако нерешенных проблем оказалось еще предостаточно. По одному из этих договоров мы должны были сдавать гидроакустический комплекс «Керчь». Наши специалисты вместе с представителями завода-изготовителя, работая на стенде с первым комплексом аппаратуры, предназначенной для установки на одной из последних лодок проекта 675, обнаружили десятки неисправностей и несоответствий технической документации. Все это было оформлено соответствующим техническим актом, с подписью представителей заказчика, а также изготовителя и послано на завод-изготовитель «Водтрансприбор».

Я не помню уже точной даты того черного дня, когда мне позвонил Егоров и очень недовольным тоном заявил, что в Северодвинск прибывает большая делегация «Водтрансприбора» во главе с директором Вороничевым, чтобы отобрать у нас работы по «Керчи» и получить от завода денежную компенсацию за порчу аппаратуры неквалифицированными специалистами. Евгений Павлович добавил, что он будет вынужден пересмотреть свое доброе отношение к нашему производству по спецтехнике.

Тогда я попросил Егорова организовать комиссию с участием наших специалистов, ОТК и заказчика. После окончания ее работы в кабинете директора в присутствии приехавших зачитывался итоговый акт, в котором все наши действия были признаны правильными и необходимыми, а Вороничев даже похвалил наш стенд и попросил впредь все акты присылать на его имя. С той поры, вот уже полвека, «Арктика» успешно настраивает новейшие гидроакустические комплексы, производит их ремонт.

Практика смелых решений

Однако впереди нас ожидала новая сложная проблема. Выяснилось, что большинство разработчиков новой техники, не имея специальных стендов и времени на стыковку комплексов у себя, решили проводить эту операцию непосредственно на корабле. В то время, наверное, никто в стране лучше нас не представлял, какие трудности при этом придется преодолеть. Во всей отрасли оказался единственный директор судостроительного завода, который, получив информацию о раздельной поставке изделий электроники, сильно этим озаботился.

В 1963 году Евгений Павлович специально на нашем участке организовал совещание, где проблема стыковки комплексов электроники была всесторонне рассмотрена с участием заказчика. Несмотря на действующее запрещение министра об использовании для этой цели береговых стендов, он поручил доработать наши стенды и провести на них стыковочные работы до погрузки комплексов на корабли. В результате смелых решений Егорова Севмаш оказался единственным заводом, на котором работы по корабельной электронике были убраны с критических путей сдачи АПЛ второго поколения.

Благодаря мужеству и настойчивости Евгения Павловича министр судостроения изменил позднее свое отношение к береговым стендам и начал выделять средства на строительство стендовых корпусов на Севмаше, «Звездочке», «Нерпе».

Илья БЕЛАКОВСКИЙ, почетный радист СССР, кавалер ордена Славы и знака «За заслуги перед Северодвинском»