Вечерний Северодвинск
Номер от 7 февраля 2008 г.

Морской интерес «Газпрома»
В минувший вторник, 5 февраля, Архангельск посетила представительная делегация ОАО «Газпром» во главе с заместителем председателя правления Валерием Голубевым. Основная цель визита – уточнение позиций концерна с администрацией области по достройке магистрального газопровода. Но вначале гости побывали в Северодвинске, где провели встречи c руководством Севмаша и «Звездочки». Ведь ОАО «Газпром» - генеральный инвестор строительства морских платформ «Приразломная» и «Арктическая»

Прочная платформа сотрудничества

Работа над платформами для корабелов Северодвинска длится уже второе десятилетие: суперблоки опорного кессона «Приразломной» были заложены на Севмаше еще в 1995 году. Красно-белая усеченная пирамида опорного кессона «Приразломной» (сторона ее – 126 метров) и возвышающееся над ней верхнее строение в последние годы стали достопримечательностью акватории Севмаша.

Эту громаду журналистам удается оценить вблизи и с разных ракурсов: вокруг платформы обходит буксир воднотранспортного цеха. Работы на заказе продолжаются: видны вспышки сварки и на внешних конструкциях, и, насколько можно видеть, во внутренних помещениях.

А спустя некоторое время уже на достроечной набережной, у которой ошвартована платформа, журналисты наблюдают самих высоких гостей. Гендиректор Севмаша Николай Калистратов и его заместитель Валерий Бородин на месте рассказали о проводимых и уже проведенных работах. Руководство Севмаша не скрывает перед заказчиком и трудностей. Среди них – и нехватка кадров, прежде всего рабочих ряда специальностей, и целый ряд технических проблем, в том числе принципиально новых. И если, к примеру, стыковку суперблоков в единую систему опорного кессона специалисты завода еще в 2006 году провели успешно, впервые в мире реализовав подобную технологию, то при работе на верхнем строении платформы еще предстоит решить немало технических задач. Ведь конструкция была доставлена с одной из норвежских платформ, параметры которой значительно отличались от требуемых для «Приразломной».

Возможно, решить проблемы удастся, в том числе, и с помощью газовой корпорации. Следует помнить, что для строительства платформы на Севмаше «Газпром» уже вложил десятки миллионов долларов в модернизацию предприятия. Во всяком случае, проекты, очевидно, стоят затрат. Если для Севмаша и «Звездочки» это исторический шанс выступить на рынке строительства морской техники для добычи углеводородов, то и для газового концерна работы весьма перспективны. Производительность «Приразломной», к примеру, оценивается в 22 тысячи тонн нефти и миллион кубометров газа в сутки.

Визит руководителей компании в Северодвинск носил ознакомительный характер. Однако днем раньше, 4 февраля, на Севмаше состоялось рабочее совещание ЗАО «Севморнефтегаз», дочерней компании ОАО «Газпром», которая является непосредственным заказчиком платформы.

Борис ВОРОБЬЕВ

Альтруизм подкреплен расчетом

На брифинге Валерий Голубев подтвердил намерение «Газпрома» продолжать активное сотрудничество с северодвинскими предприятиями.

- Деловое партнерство с северодвинскими заводами началось как бы на альтруистической основе, - сделал он экскурс в недавнее прошлое, – предприятия в годы перестройки оказались без госзаказов, на голодном пайке. «Газпром» подставил в трудную минуту плечо Семашу, заказав строительство платформы «Приразломная». В Северодвинске об этом помнят и идут нам навстречу, когда приходится менять некоторые конструкторские решения, ведь объект заложен десять лет назад, появились свежие идеи, новые задачи.

В этом году концерн намерен выделить на достройку платформы 10 миллиардов рублей. Посещение «Звездочки» тоже не было безрезультатным. Валерий Голубев сообщил, что «Газпром» примет участие в многомиллиардной программе реконструкции предприятия. На заводе планируется создавать специальное оборудование для подводных работ, мобильных буровых платформ, также будет строиться вспомогательный флот для Штокманского проекта.

Крупные вложения в судостроительные производства – это уже не альтруизм, а жесткий расчет. Общепризнанно, что сейчас основные сырьевые запасы сосредоточены на шельфах, прежде всего Штокманском, а также на шельфах Восточно-Сибирского и Охотского морей. Это перспектива не только для «Газпрома», но и всех мировых компаний. Отсюда повышенный интерес к технике, способной работать в условиях больших глубин и почти сплошного льда. Совершенных технологий, по признанию Голубева, пока никто в мире не разработал: ни наши, ни голландские, ни норвежские заводы. Севмаш и «Звездочка» имеют мощности, которые вполне могут справиться с этими задачами. Иностранные компании очень заинтересованы в этих проектах.

- Мы не против использования совместного научного потенциала для создания новых технологий, но все-таки будем отстаивать приоритеты отечественного производства. Если наладим в Северодвинске выпуск платформ различной конфигурации, то будем более востребованной на мировом рынке добывающей компанией. Это будет наш общий успех, - подчеркнул Голубев.

Алексей ГУНДОРОВ