Вечерний Северодвинск
Номер от 7 февраля 2008 г.

«Давай подеремся!»
От такого предложения жены тренеру Эдуарду Вязникову трудно отказаться

Воспитание не позволило тяжеловесу Томи «сказать», что он о гостях думает. А думал американский бульдог о нас плохо, потому что грубо нарушили режим дня: в этот час хозяину по улице гулять положено, а он из-за чужаков даже за поводок не взялся. Вот и приходится псу давить подстилку.

К ПРИХОДУ хозяина в квартире Эдуарда и Татьяны Вязниковых мы успели осмотреться. С оглядкой на Томи, конечно. Оценили Татьянины дизайнерские находки в обустройстве уюта. Представили, сколько времени надо, чтобы блеск многочисленных спортивных кубков поддерживать. Узнали, что точный счет наградам в этом доме не ведется. «Около сотни, кажется», на двоих мастеров спорта международного класса по тхэквондо. Успели мы пообщаться с девочкой Алиной, которая не знает и знать не хочет, что такое детский сад, потому что расти лучше так: утром – с мамой, после обеда – с бабушкой, а вечером - с родителями в спортзале. Алине идет третий годик, эмоций у нее больше, чем слов. Но и без них понятно, в чем заключается детское счастье.

Очередное его доказательство: папа пришел с тренировки с букетом роз. Мы спросили Эдуарда про цветы: так каждый день? Он напомнил: сегодня день всех Татьян, значит, и жены-студентки.

«В спортзале я начальник»

Из изящных чашек пьем кукурузный чай. Его корейцы придумали, к ним недавно Татьяна ездила на чемпионат мира. А заслуженному тренеру России Эдуарду остается радоваться за супругу и продолжать мечтать о посещении родины лучшего, по его мнению, из боевых искусств.

- Трудно быть учителем любимой жены - многократного чемпиона России, Европы и мира?

- В спортзале строго – я начальник. На тренировках Татьяна меня слушается, а то, с чем не согласна, обсуждаем дома. Впрочем, к этому времени Таня понимает, что я был прав.

- Смотрела на него с восхищением, хотелось быть похожей, научиться так же красиво бить, - Татьяна вспоминает, как двенадцатилетней девочкой пришла в группу Эдуарда Васильевича.

- Самая талантливая ученица? Не знаю… По достижениям самая именитая, пожалуй, во всей России. Пришла без особых данных, можно сказать, пышечкой. Мне, пожалуй, легче все давалось, а она через характер всего добилась. Три раза «Европу» выигрывала, три раза – «мир».

Как сердце тренера стало трофеем красавицы? Угадала я с постановкой вопроса: Татьяна, рассказывают Вязниковы, сделала первый шаг навстречу десять лет назад. Все решилось в спортивном лагере, вечером, у костра. Ей было восемнадцать - первая любовь. Он – с опытом семейной жизни и развода.

- Первый брак распался из-за спорта. С утра до вечера на тренировках, жена и дочь меня не видели.

Сегодня расписание жизни то же. Только в него теперь вписывается все самое главное: жена, тоже ставшая тренером, малышка Алинка, первые шаги сделавшая в спортзале, и старшая дочь Кристина – шесть раз в неделю занимается она с отцом тхэквондо.

- Вы учили молодую жену принципам семейного счастья на своих ошибках?

- Чему, если сам, кроме спорта, ничего не знал? В армии учили стрелять и бить, вернулся – опять один спортзал. Вместе мы учились.

Не хулиган и не «ботаник»

В армии Эдуард в звании сержанта ВДВ готовил бойцов к отправке в Афганистан, там с корейцем познакомился и с тхэквондо. А до этого на гражданке каратэ занимался. Спорт и улицу, которая в его детстве не столь злой к мальчишкам была и родителей так, как сегодня, не пугала, вспоминает добрым словом.

- В детстве я не был ни хулиганом, ни «ботаником». Мама нас троих одна воспитывала, на двух работах работала, мы ей помогали. Поэтому я не в институт пошел, а в училище, чтобы полегче маме было.

И еще один штрих: на работу в спортзал Эдуарда переманили с завода. Последняя получка сварщика была 1000 рублей, первая тренерская – 169 руб.

- Фанатизм какой-то, - говорю я неуверенно, боясь обидеть.

Татьяна согласна:

- Точное слово. Я в первое время никак понять не могла, как может такое быть, чтобы вся жизнь – в тренировках.

А отпуск? Он хороший: 54 летних дня. Все можно в них уложить: сборы, соревнования, спортивный лагерь. «Только десять дней отбили для отдыха в Каргополе в прошлом году». Ну а там, конечно, лес, рыбалка?

- С детства ненавижу ягоды собирать. А на рыбалку, зимнюю, меня один раз вытащили. Посидел над лункой с удочкой, посмотрел, как рыбаки с одного конца на другой толпой бегают. Скучно, непонятно.

Они с Татьяной предпочитают бегать на коньках по стадиону в свободное от тренировок время, Алинка с ними, на валенках.

- Бывает, конечно, так устанешь, что хочется взять пива и уткнуться в телевизор.

- Но вы, Эдуард, на такое неспортивное предложение, конечно же, не ведетесь?

- Иногда поддаюсь.

«Я все понял!»

«Шрек!» - кричит Алинка. У нее очередная радость: нашла хорошо спрятанный диск со своим любимым мультиком. Ну все, вздыхают мама с папой, теперь дочу спать не уложить.

Алина – доказательство того, что папа у нее на самом деле никакой не фанатик, мама – тем более. Сильнейшей спортсменке сборной России на девять месяцев прекратить тренировки и еще пару лет после восстанавливать форму – такой роскоши спорт больших достижений позволить не может. Если не враг он материнства, то, во всяком случае, не сторонник. Нетрудно найти аргументы, доказав спортсменке, что сегодняшний успех на татами - это и есть женское счастье, а все остальное, к нему прилагающееся, можно оставить на потом. У Вязниковых этот номер от лукавого не прошел.

- Мы договорились, что только немного потерпим, потому что очень нужны были сборной. В 2004 году выиграли чемпионат мира и получили «добро» на перерыв. Сегодня Татьяна уже в хорошей форме. Останавливаться не собираемся, планируем родить еще одного ребенка, - говорит Эдуард, между прочим, тренер сборной России.

- Я все понял! – радостно кричит Алинка. Возможно, поддерживая подход родителей к планированию семьи.

Запах женщины

С мужчинами все понятно, а у девушек какое самое больное место, когда бьют, спрашиваю Татьяну. «Если по носу попадет», - морщится, вспоминая. От мужа доводилось получать, на татами конечно? «Она меня постоянно просит: «Давай подеремся!» Но мы легонько», - улыбается муж.

А защищаться не в спортзале чемпионке приходилось? Был, говорит, случай. С тренировки шла, когда какой-то мужик решил «порадовать» своими объятиями. «Чего кричишь?» - спросил недовольно. Через секунду сам взвыл, красоту трех девичьих ударов не успев оценить.

- Хлопоты на кухне дипломированному мастеру боевых искусств не в тягость?

- У меня мама очень вкусно готовит, у нее многому научилась с детства. Но в начале семейной жизни звонила ей по телефону, консультировалась.

- У Тани узбекские корни. Поэтому ее коронное блюдо – плов. И я научился готовить, даже суп могу. Из пакетов.

- Эдуард, есть у жены привычка, которая вас раздражает?

- Она фанатка парфюма. Из каждой заграничной поездки флаконы привозит. А поездки – по два раза в год. Представляете, какая коллекция!

* * *

Алинке пора собираться к бабушке, Эдуарду с Татьяной – на тренировку. А Томи второй час ждет прогулки. Воспитание не позволило благородному псу «сказать» все, что он думает по поводу нашего ухода. Сын чемпионов России по собачьей версии радовался молча.

Ольга ЛАРИОНОВА