Вечерний Северодвинск
Номер от 31 января 2008 г.

Не красьте мне фасад!
Чем меньше собственник знает, тем лучше сон у жилищников

Планы энергетиков испортить нам настроение очередным повышением тарифов на электроэнергию и отопление с 1 января накрылись медным тазом. Соответствующий документ был подписан губернатором только в начале декабря, а напечатан в газете «Волна» и того позже – 14 декабря. А, как известно, население должно быть предупреждено минимум за месяц. Тарифы, естественно, все равно поднимут, но в сроки, определенные законом.

КОММУНАЛЬЩИКИ наши тоже в свое время погорели на этом, даже прокуратуре пришлось вмешаться, но теперь они ученые и уже в январских квитанциях уведомляют горожан, что по решению Горсовета плата за содержание и обслуживание жилья вырастет с 1 марта. Причем такое предупреждение получили как обитатели неприватизированных квартир, так и приватизированных.

Странно, недоумевают собственники, депутаты повысили тарифы для муниципального жилья, а мы-то тут каким боком? Самым что ни на есть тесным, заявляют жилищники и кивают на договоры управления многоквартирным домом, которые мало кто из горожан видел. Оттого и сомнения в законности действий управляющих компаний.

Помню, когда я, гордо именуемая собственником доли в многоквартирном доме, в первый раз попыталась ознакомиться с договором, за который должна была проголосовать заочно. Жилищники встретили меня, как бы это помягче сказать, не очень радушно. Хотя в бумагах, вручаемых владельцам приватизированных квартир, черным по белому: если есть вопросы, приходите, все покажем, расскажем, объясним.

Правда, время для посещений обычно указывается не очень удобное: с 9 до 17 и исключительно в будние дни. А кто сказал, что нам должно быть удобно? И вообще, почему работники ЖЭКов должны быть с нами милы и приветливы? У них есть классическое оправдание их угрюмости и нелюдимости: им за это не платят! И это несмотря на то, что в повышаемых с марта в среднем на 17 процентов тарифах на обслуживание и содержание жилья доля фонда заработной платы составляет, по словам руководителя одного из городских предприятий ЖКХ Ольги Варзуновой, 70 процентов. А все потому, что ручного труда много, а на оставшиеся 30 процентов особо не разгуляешься.

Спустя два года я повторила попытку заглянуть в договор на управление моим домом. Если отбросить первые минут десять-пятнадцать, когда я, как слепой щенок в поисках нужной двери безрезультатно тыкалась то в одну, то в другую, все прошло мило и вежливо. Мне не просто дали подержать папочку с договором, но и по письменному заявлению оперативно сделали с него копию, естественно, за мои кровные.

Кстати, из 118-квартирного дома я первая, кто так заинтересовалась этим документом, что даже заплатила за его заверенную по всем правилам копию. Зато теперь я обладатель очень познавательной информации о состоянии моего дома. Но, к примеру, знаю я, что по акту, составленному в мае прошлого года, техническое состояние лифтов – хорошее, а уже в январе им срочно понадобился капитальный ремонт стоимостью почти в 11 миллионов рублей, из которых пять процентов – из кармана собственников. Легче мне от этого?

Еще я могу с видом знатока рассуждать о «порядке снижения оплаты в связи с невыполнением показателей качества» и «предельных сроках устранения неисправностей при выполнении непредвиденного текущего ремонта». Хотя что тут особо рассуждать, если договор подписан, а в нем указано: протечку в отдельных местах кровли устранят в течение 1–5 суток, замена шпингалетов, мелкий ремонт дверей подъезда и влажная протирка стен в нем – один раз в год. Тоска! Но есть и светлое пятно: лампочку в подъезде могут сменить дважды в год.

Сам договор, оказывается, заключен на три года, а вот цена договора управления определяется ежегодно на общем собрании собственников. И «в течение этого периода увеличение цен на работы (услуги) допускается по решению общего собрания собственников или с момента увеличения цен и тарифов органами местного самоуправления для нанимателей по договору социального найма». Что, собственно, и произошло.

Естественно, проще дождаться решения Горсовета, чем затевать возню с общим, пусть и заочным, собранием вялых и неактивных, но вечно недовольных собственников. Кто-то из умудренных опытом представителей жилищных организаций уже давно позаботился о своем спокойствии и включил этот пункт в договоры, кто-то из управляющих компаний сделал это буквально за несколько дней до нового года. И вполне возможно, что какие-то из домов в суматохе выпали из поля зрения и в договорах на их управление ссылки на тарифы для нанимателей нет. Для того чтобы узнать, так ли это, нужно, как минимум, заглянуть в договор. А еще лучше - внимательно его прочитать, перед тем как ставить галочку в листке для заочного голосования. Но на всех договоры печатать – бумаги не хватит! А у скептически настроенных граждан свой довод: чем меньше собственник знает, тем лучше сон у жилищников.

- Мы не хотим вводить людей в заблуждение. Хотим, чтобы собственник был собственником, - убеждает Ольга Варзунова.

Мы особо не сопротивляемся. И даже Жилищный кодекс почитываем. Но какой из нас собственник, если мы так и не можем понять, почему жители первых этажей должны платить за лифт. Еще мы удивляемся, когда красят фасад дома вместо того, чтобы заменить в нем систему холодного водоснабжения или отремонтировать крышу. Какие же мы собственники? С таким же успехом можно предположить, что «Галлина Бланка» – курица.

И еще одна выдержка из договора: «При определении платы за содержание и текущий ремонт приняты за основу расчеты цен и тарифов органа местного самоуправления Северодвинска и включают в себя обязательный объем работ, обеспечивающий безопасные условия проживания». Жаль, конечно, что условия всего лишь безопасные, а не комфортные, но не до жиру.

Елена ОГОРОДНИКОВА

Подвал наш – деньги наши

Ощущаете ли вы себя реальным собственником своего жилья? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам – прохожим на улицах.

Александр Евдокимович:

- Квартира приватизированная. А собственники ли мы? Конечно. Вот по 680 рублей сейчас будем платить за ремонт крыши. Собрание собственников прошло, документ приняли. В самом деле, надо кровлю отремонтировать…

Лидия Дмитриевна, пенсионерка:

- У меня квартира приватизированная, мода такая была. А собственник ли я? Нет, пожалуй. Кажется, мы за что-то должны меньше платить… Но кто их знает? Закон ведь что дышло, да и кто знает эти законы?

Алла Алексеевна, пенсионерка:

- У меня квартира неприватизированная. Были семейные причины, да и зачем? Все равно прав никаких это не дает, только лишние деньги платить. А в крупных городах, я слышала, стариков убивают из-за их жилья…

Федор Дмитриевич:

- Да, мы собственники! Есть у нас в доме активный товарищ – добился, чтобы плата за аренду подвала расходовалась в наших интересах. На эти деньги, например, поменяли стояки, трубы горячей воды в первом подъезде.

Александр Феопентов:

- Обладаем ли мы на практике правами собственника? Сложный вопрос. Я считаю, что нормативная база пока недостаточно развита для этого. А конкуренции на рынке жилищных услуг явно не хватает – и страдает право выбора.

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН