Вечерний Северодвинск
Номер от 25 декабря 2007 г.

Голос номер тридцать пять
Для многих он – уже спасение

«Служба спасения, тридцать пятый. Здравствуйте», - после первого гудка отвечает телефон. Время 8.30. Через полчаса у оперативного дежурного Ирины Мазаевой закончатся рабочие сутки.

- Здравствуйте, тридцать пятый, как ночь прошла?

- На удивление спокойно. Группе не пришлось выезжать.

Ругают нас, журналистов, за то, что любим «страшилки». Не видно ведь, что творится в душе, когда пишем про чужую беду. Сыновьям и дочкам, мамам и папам – нам тоже страшно, когда чьи-то или ничейные старики оказываются в беспомощной ситуации, когда не наши дети страдают.

И слава богу, что номер «000» этой ночью никому не пришлось набирать. А я позвонила, чтобы успеть поздравить Ирину с наступающим годом. Следующая смена у нее уже в новом году.

Спасибо за голос

Их часто называют по телефону «девочками» - шестерых оперативных дежурных. Им даже чаще, чем спасателям, говорят спасибо. Бывает, приходят после доброго дела «на голос», чтобы в благодарность угостить домашними пирожками.

Спокойный, уверенный женский голос – это очень важно, когда паника и страх. «Мой номер телефона? Девочки, не помню! Я ведь сама себе не звоню», «Господи, да какой же у меня адрес…»

Если в спасатели слабому полу вход строго запрещен, то сильные мужчины, подменяя иногда и ненадолго девочек-дежурных, сами говорят: легче вызов отработать, чем полчаса у телефона просидеть. Сигналы SOS разные бывают, некоторые граждане и на пустом месте панику разводят. Кого-то надо просто успокоить. Звонят те, кого болезнь без причины «караул!» кричать заставляет. Но в любом случае дежурный трубку первым не положит.

В голосе Ирины Мазаевой раздражения даже самые занудные не услышат. Четырнадцать лет работы медсестрой в ревматологическом отделении – еще та тренировка терпения. Белую форму на синюю («Это мой цвет!») она сменила с удовольствием. Не потому что в больнице было плохо - диплом втуза карман медхалата тянул. Не согласно закону земного притяжения, а вперед – хотелось чего-то нового, чтобы и знание информационных систем в экономике можно было применить. Получилось. Городу на пользу. Передав вызов «скорой», Ирина и ее коллеги могут и право имеют медицинский совет дать. Но самое главное – успокоить.

Представляете, как паникуют мамы, если до ребенка своего дозвониться-достучаться часа по два не могут?! Одна страшнее другой картины перед их глазами вспыхивают.

- А дети просто крепко спят, такое часто бывает после каникул, когда сбивается режим дня, - объясняет Ирина плачущим мамам и мне.

Стучу по дереву: пусть и дальше такие истории у закрытых дверей заканчиваются вздохом облегчения родителей и спасателей.

«Бытовушечка»

Что еще часто случается из не самого страшного? Собаки, пугающие прохожих, коты-верхолазы. Спасатели по поводу последних случаев ворчат: «Еще ни одного скелета кошачьего на дереве не видели», но выручать едут. Для Ирины «животноводческий» раздел по душевным затратам ничуть не легче людских историй. Дома у нее две кошки и собака, все из бывших неприкаянных бедолаг. А скольких из прибившихся к службе спасения к добрым людям пристроила – не считала.

Не отходя от семейной темы, спрашиваю про домашние занятия по технике безопасности. Чужие истории, с которыми каждый день сталкиваешься, запросто перестраховщика воспитают. Ирина смеется:

- Лекции постоянно читаю. У мужа, собирающегося на рыбалку, досконально спрашиваю: куда, с кем, когда вернется? Дочка, она второкурсница втуза, тоже докладывает, куда уходит. И купаться одной строго-настрого ей запрещаю.

- А перед закрытыми дверями стояли?

- Нет, у нас замок незахлопывающийся, и никогда такой не поставим!

Прислушайтесь к совету специалиста, пока она отвечает на очередной звонок–«бытовушечку»: бабушка с улицы Карла Маркса домой попасть не может.

Картография тревоги

«Наши дежурные не просто принимают телефонные звонки, они принимают решения», - красиво говорят коллеги. И попроще, по житейски: «В их деле мозги нужны», «Молодцы, девчонки, пашут!»

«Мне в справочной какой-то длинный телефон продиктовали, разве запомнишь. Спасите!» - позвонила женщина, на которую горячим приветом вода от вышестоящих соседей хлынула. «Помогите, в лифте застряли!» Помогут, быстро сверив адрес с картами, на которых ответственность жилищников и специалистов по вертикальному движению распределена.

Две девушки в одну телефонную трубку рыдали: «Идем по какой-то дороге. Замерзаем!» «В какую сторону ехали? Что видите вокруг, что слышите?» - почти с нуля Ирина вызов стала «отрабатывать» и правильные выводы сделала. Родители девчонок, наверное, и не знают, как неудачно их дочки с мальчиками на природу съездили.

«У меня какое-то живое существо бьется в вентиляции» - это из разряда случаев, про которые главный спасатель города Константин Окулов говорит: «Наши дежурные с третьего слова понимают – вызов ложный».

Три миллиона на все ночи

Про самые тяжелые вызовы можно было и не спрашивать: ДТП с жертвами и ЧП с детьми. Тяжело, когда случается что-то в неурочный для спасателей час. Нескольких минут хватает дежурному, чтобы собрать группу по ночной тревоге – это нормально. А вот оперативности коллег Ирина не перестает удивляться. Недавний случай на ул. Трухинова вспоминает:

- Представляете, наши ребята через семнадцать минут уже были на месте аварии!

Для тех, кто еще не знает: ребятам надо было выскочить из кроватей, тем, у кого нет своей машины, добраться до станции на такси, схватить оборудование, прыгнуть в машину и доехать до другого конца города. Потому что ночного дежурства у них нет. Может быть, будет в новом году, если сегодня на сессии Горсовета депутаты «найдут» для этого три миллиона. Чего мы от души городу желаем!

А пока лучше не представлять, какими мучительно долгими были эти рекордно быстрые минуты для пострадавшего, зажатого в машине. И порадоваться за него, потому что мороз в ту ночь не стукнул, как иногда бывает зимой.

Пусть зажгутся только елочки!

Ну все, не будем больше о плохом. От души пожелаем северодвинцам беречь себя. Особенно в богатые на разные сюрпризы праздничные дни. И про что-нибудь забавное расскажем.

- Смешные случаи? – вспоминает Ирина. - Это потом, когда все хорошо заканчивается, бывает смешно, а сначала никому не до смеха.

С помощью спасателей хорошо закончилась семейная забава: папа так подкинул своего ребенка к потолку, что вернулся он к нему в руки с плафоном люстры на голове. Не без улыбки вспоминается мужик, которого на чем свет стоит сами ругали, а также пожарные и милиция: забрался он на ягринскую елку и бросался сверху игрушками.

И еще один праздничный случай, из личного опыта сотрудницы службы спасения. Новогодняя ночь. Площадь Победы. Настроение - блеск! Вдруг – удар, полет в сугроб в обнимку с незнакомым мужчиной. «Девушка горит!» Горела, конечно же, шубка, три дня назад купленная. Разумеется, от пиротехники.

Желаем всем спокойной новогодней ночи!

Ольга ЛАРИОНОВА