Вечерний Северодвинск
Номер от 6 декабря 2007 г.

Многодетное счастье
Три сыночка и лапочка дочка

- Галина, и не страшно было вам в тяжелые девяностые решиться на третьего ребенка? Пеленки, распашонки, бессонные ночи заново проходить?

- Нет, не страшно. Мы о проблемах не думали, хотя, конечно, многие знакомые пальцами у виска крутили и шепотков в спину, мол, о чем думают, плодят нищету, наслушались вдоволь.

Жаловаться не принято

А тяжело семье Дремзиных все же было. Помнит Галина самое страшное для мамы малыша – холодные батареи зимой, когда не знаешь, как раздеть ребенка, как сменить мокрые пеленки. Только в этой семье не принято жаловаться и унывать:

- Я уже и не помню о тех проблемных временах, наверное, память старается все плохое вытеснить, оставить только хорошее: как дружно с мужем имена мальчишкам выбирали – дочку он сам назвал, как ждали малышей, как летом у бабушки в деревне под Двинским Березником отдыхали.

- И я помню, - отбросив стеснение, стал рассказывать десятилетний Федя, - помню, как мы в деревне в ночное на остров ходили с папой. Ну, в поход с ночевкой на лодках уплывали, а с утра рыбачили – на спиннинги ловили и донки закидывали, и бабушка потом рыбу чистила и пироги вкусные пекла. Здорово было! Сережка с Юркой потом даже одни плавали на ночь, я помню…

Воспоминания – вот они, в нескольких семейных альбомах с фотографиями. Сейчас, в разгар рабочего дня, дома только Галина и Федя, который уже успел вернуться из школы. С остальными знакомлюсь по снимкам.

- Ваши фотографии такие говорящие, что по ним легко определить характер мальчишек. Вот Юра, как мне кажется, непоседливый буян, а Сергей и Федя спокойные и рассудительные.

- Верно, - смеется удивленная Галина. – Юра всегда в школе учился хорошо, а вот в последнее время что-то немного забросил. Так что пока решаем, куда он после выпускного девятого класса пойдет. Но зато он очень любит спорт – и на скейте катается, и в баскетбол играет, сейчас в «Планете» с друзьями зал арендуют, продолжают летние тренировки. Этим летом они с друзьями атаковали дворовую площадку, заигрывались там до поздней ночи – уже все спать собираются, а за окном все мяч стучит. Только после того, как соседи бунт подняли, стали мальчишки раньше по домам разбредаться.

- А я спокойный, это правда! – встревает уже освоившийся Федя. Свои чашку чая и кусок вафельного хрустящего торта он уже успешно осилил и теперь, как временно исполняющий обязанности хозяина, готов был к неторопливой беседе. – Вот и летом, когда Сережка с Юрой все куда-то убегали в деревне, я с Дашей сидел и себя тихо вел. Да и гулять ухожу всегда ненадолго…

- Да уж, спокойный, - смеется мама. – Если бы не поздние тренировки, которые меня с ума сведут, цены бы тебе не было.

- Кстати, у нас завтра баскетбол в ДЮЦе не в шесть, а в семь будет.

- В семь? Ужас… Хорошо, что мы тебе мобильник подарили.

Вообще-то, мобильный телефон родители собирались подарить Федору только на Новый год, пришлось вручить подарок намного раньше. Секция, куда ходит мальчик, в ДЮЦе – это на том же проспекте Труда, где и дом Дремзиных. Только для того, чтобы Феде добежать до спортивного зала, нужно перейти оживленную дорогу с безумным движением, нырнуть под небезопасный квартальский мост, пройтись по темной дорожке возле мрачного зимой Театрального озера. И автобус не выручит – даже если проехать одну остановку, придется пройти почти такое же расстояние в обратную сторону. А еще ожидание.

- Очень неудобно ДЮЦ расположен, вроде детский центр, а возвели на отшибе, и остановки рядом нет, - единственная жалоба за все время разговора слетела с уст многодетной мамы.

Мужчины и Даша

К Новому году семья готовится уже сейчас – мальчишки заказывают подарки: кто напрямую, как Федя со своей мечтой-телефоном, кто намеками. Только маленькая Даша пока ничего не пожелала себе.

- Для нее одна радость – нарядиться во что-нибудь, - счастливо смеется мама трех сыновей, дождавшаяся наконец появления в семье маленькой помощницы. – То халат мой наденет, то бусы в четыре ряда. А тут где-то был снимок, на котором мальчишки (они одно время в таэквон-до занимались) в кимоно нарядили и в боевую стойку поставили.

Шуршу страницами альбома, ну да, вот он, снимок – серьезная мордашка и сжатые кулачки. Постарались братцы на славу!

- Она вообще долгое время все их машинками играла, только сейчас стала кукол за собой таскать, и слава богу.

Галина облегченно вздыхает. Действительно, воспитав трех богатырей-спортсменов, сложно переключить свое внимание на маленькую принцессу. Впрочем, сама Дашута себя особой привилегированной не считает и в свои два года охотно помогает маме по хозяйству. Она забирается на табуретку и моет посуду. Если мама успевает опередить и раковина оказывается пустой, малышка набирает по шкафам чистую посуду и перемывает ее заново. Правда, после Дашиного мытья все чашки и тарелки снова отправляются под кран, но это уже мелочи.

- Это только со стороны кажется, что у меня, безработной, много свободного времени, - рассказывает о трудовом дне многодетной мамы Галина. – С самого утра начинается гонка: одну в сад отведи, другого в школу собери, третьего завтраком накорми. Только все разбежались – принимаюсь за уборку и стирку, варю суп. А там уже мальчишки начинают на обед подтягиваться по очереди. Накормишь всех - и снова: помыть посуду, развесить белье, сбегать в магазин за продуктами и приготовить ужин. Поужинали? Посуда, уборка…

Конечно, мальчишки маме помогают: и полы могут помыть, и пропылесосить, и сестренку из детского сада забрать. Но основной груз забот все же на Галининых плечах:

- Муж приходит домой поздно – часов в десять, только закончится одна работа, он на другую спешит. Устает, конечно, но справляется. А иначе не прокормить такую большую семью – от государства дотация в месяц не доходит и до двух тысяч рублей на всех детей. В принципе, мальчишки у меня аккуратные – джинсы всегда по наследству переходят, только обуви на всех моих мужичков много нужно. Представляете, что это такое – одеть к зиме четырех мужчин сразу?

«Мужчинами» сыновей Галина называет не в шутку, порой эти мальчишки рассуждают совсем по-взрослому. Старший, Сергей, в свои восемнадцать, уже приносит домой деньги – социальную стипендию втуза и продумал до мелочей свое будущее. Через три года он окончит институт и пойдет служить в звании лейтенанта, военно-морская кафедра это гарантирует.

- Главная головная боль всех матерей – армия потихоньку меня отпускает. Сережка пойдет служить не легкомысленным восемнадцатилетним подростком, а повзрослевшим офицером. Юра готов к службе, сам туда рвется и не боится ни дедовщины, ни тяжелых будней. Наверное, это уже воспитание отца.

Скорее всего. Среди всех фотографий мне запомнилась одна – там на турниках домашнего спортивного комплекса, как матросы на мачтах, висят Сережка и Юра в тельняшках, там старшему еще только-только перевалило за десять лет. Папа, в такой же, как у сыновей, тельняшке, держит на руках малыша в полосатой майке – служба на флоте заразила отца семейства, Сергея Анатольевича, хронической любовью к морю. И День ВМФ в семье – самый долгожданный праздник.

Всегда говори правду

- Как-то в детском саду воспитатель попросила подготовить рассказ о семейных традициях. Кроме календарных праздников, мне на ум так ничего и не пришло. Странно поначалу показалось – большая семья и нет традиций, а сейчас понимаю, что у нас каждый день по правилам.

Одно из этих правил помогает родителям и детям говорить без преград. Еще с детства мальчишек Галина и Сергей их учили: «Всегда говори правду, за нее тебе никогда не попадет». С тех пор и повелось: что бы ни случилось, ребята всегда все расскажут родителям.

Последний фотоальбом. Открывают его снимки из роддома, старого, на Ломоносова, скорее всего, те самые тяжелые девяностые. Сергей и Галина со свертком, перевязанным синей лентой, выходят в город - с третьим сыном. Вокруг – обшарпанные стены, сбитая краска, потрескавшаяся штукатурка, но этого не замечаешь долго, сияющие лица счастливых родителей приковывают взгляд. Может быть, именно из-за этого неприкрытого оптимизма и награждали дважды семью Дремзиных в областной администрации Почетными грамотами за подписью губернатора.

Ирина БАГРИЧ