Вечерний Северодвинск
Номер от 29 ноября 2007 г.

Макаренкам закрыта в школу дверь…
Интересно, в каком чтении Госдума примет законы Ньютона?

Из Санкт-Петербурга, где состоялся семинар по вопросам стратегии школьного образования, вернулся директор лицея №17 Владимир Няков. Тихое реформирование школы, по его мнению, не обещает нам ничего хорошего.

- ВЛАДИМИР Михайлович, раньше о реформах школьного образования не то что говорили – кричали. Нынче эта тема не так популярна, но, по всей видимости, актуальна?

- Да, думаю, очень скоро эти тихие реформы вызовут всплеск эмоций и споров. Семинар, который проводили сотрудники педуниверситета имени Герцена и эксперты Европейского экономического сообщества в сфере образования, лишний раз убедил: шаги, которые предпринимаются в отношении образования на правительственном уровне, ничего хорошего школе не сулят. 11 октября Госдума проголосовала за государственный образовательный стандарт. Считаю это большим шагом назад.

- Педагоги наверняка в курсе, а вот родители и учащиеся вряд ли. Что такое госстандарт и чем, собственно, это «грозит» самим школьникам?

- О едином стандарте в сфере образования заговорили не вчера. С конца 90-х годов правительством предпринимались попытки возвести его в ранг закона, но педагогическая общественность тогда сумела этому эффективно воспротивиться. По сути, это педагогический образец страховой медицины. Чиновниками от образования будет определен гарантированный минимум знаний, которые обязана выдать средняя школа. По моим ощущениям, этот минимум рассчитан на ученика, перебивающегося с двойки на тройку. Знания сверх гарантированного минимума нужно будет получать на платной основе. Уже сейчас говорится о том, что из учебных планов исчезнет региональный и школьный компонент. Именно за счет него мы сохраняем дополнительные часы для изучения многих предметов. Если местная власть найдет деньги – ребята будут заниматься, если нет – увы.

- Получается, школа заживет в режиме финансовых отношений с родителями?

- Не думаю, что абсолютно финансовых, однако доплачивать за «сверх» придется.

Как и за организаторскую, воспитательную работу.

- Но ведь это же очень серьезный и не очень приятный момент в первую очередь для родителей, конечно. Логичным было бы обсудить его, по крайней мере, с педагогами.

- Давно заметил, что само по себе образование в собственных реформах не участвует. Министр Фурсенко смотрит на школу глазами не педагога, а министра финансов Кудрина. Честно говоря, сомневаюсь, что законопроект о государственном стандарте депутаты Думы читали.

- Что еще предполагают эти новые законодательные инициативы?

- С 2009 года школы всей страны будут переходить на единые учебные программы и одинаковые учебники. В общем-то, я за единые требования. Но если ранее у педагогов и ребят имелись при этом возможности для творческого развития, то теперь, в свете последних постановлений, творчество не поощряется. Нам об этом было заявлено прямо и открыто. Мы всегда поощряли педагогов, чьи ребята участвуют и берут места в олимпиадах. Оказывается, все это будет неважно. Учитель XXI века – это усредненная, универсальная единица, этакий менеджер образовательного пространства. Он, как врач общей практики, обязан суметь прочитать и литературу, и физику, и биологию, что в принципе невозможно. Скоро наши дети будут учиться без учителей.

- Владимир Михайлович, вы заговорили об учебниках. Полагаю, в очередной раз они будут переписаны и отредактированы?

- Не сомневаюсь в этом. «Правильные» учебники - вечный спор ученых теоретиков и головная боль учителей-практиков, особенно гуманитариев. Меня поражает сегодняшняя волна критики учебников по естественно-научным предметам. Похоже, из школы решено вытравить физику. С каждым годом дети показывают все более слабые знания по этой дисциплине, а многие технические вузы даже экзамен по физике отменили. И это при том, что за развитие фундаментальной науки в России только ленивый не ратует. Так дело пойдет, Госдума скоро будет пересматривать и принимать законы Ньютона. Интересно, в скольких чтениях?

- А в чем, по-вашему, подоплека такого реформаторства? Зачем все это было затевать?

- Причины, видится мне, не столько экономические, сколько политические – Болонские соглашения в сфере образования. Якобы нам нужно «подтягиваться» к европейским стандартам. Да и чиновнику там, в Москве, нужно ведь чем-то заниматься. Придумали еще новый способ управления школой.

- Управляющие советы школ?

- Повсеместно они будут вводиться с 2009 года, но кое-где уже работают. Управляющий совет, состоящий из педагогов, родителей, старшеклассников и представителей учредителя, наделяется обязанностями, которые сейчас исполняет администрация школы. Вплоть до распределения заработной платы педагогам и работникам учебного заведения. Предполагается, что зарплата учителя будет делиться на две части. 70% - базовая часть, и 30% - средства, которые должны распределяться управляющим советом между педагогами за те или иные заслуги. Вот я и думаю: много ли найдется учеников и родителей, согласных постоянно тратить на это свое время? И как делить деньги, не имея ни малейшего представления о заслугах педагогов, которые с тобой не работают?

- А о чем опыт регионов говорит?

- Слышал, в Краснодарском крае дошло до скандалов: зарплата многих педагогов значительно понизилась, люди увольняются. Надеюсь, у нас такого не случится!

Беседовала Наталья КОЛОГРЕЕВА