Вечерний Северодвинск
Номер от 16 ноября 2007 г.

Владимир Никитин: операция «Преемник»
За сто дней новый директор «Звездочки» преодолел половину земного шара

15 ноября у директора «Звездочки» Владимира Никитина первая круглая дата - сто дней после приказа о назначении. Накануне договорились встретиться с Владимиром Семеновичем в его кабинете. О заводе поговорить, о былом и предстоящем, о новом кресле опять же.

НО, как выяснилось, никакого кресла в кабинете Никитина нет. Важные приказы он подписывает, архиважные совещания и переговоры проводит, сидя на видавшем виды, но очень надежном деревянном стуле времен Александра Федоровича. Зрячева, разумеется.

- Когда пришел в этот кабинет, решил, что менять здесь ничего не стану. Пусть все останется, как при моих предшественниках.

- Владимир Семенович, но за пределами вашего рабочего кабинета можно ожидать изменений? Что говорят об этом первые сто дней директорства?

- Они совпали с огромными переменами для нашей отрасли и завода. Пришлось окунуться в совершенно новые задачи. Имею в виду реорганизацию завода во ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка» путем присоединения еще девяти предприятий, работающих на пяти морях страны. Сейчас с филиалами ведется огромная работа, и я уже побывал в восьми из них. Такое ощущение, что объехал половину земного шара.

- Интересно, как вы оказались в Северодвинске? Родом вы вроде бы из Волгограда?

- На «Звездочке» в кабинете главного инженера в 1974 году защищал диплом по вооружению. И после окончания Волгоградского политехнического навсегда связал жизнь с Северодвинском. Работал в конструкторском отделе, был заместителем главного инженера, замдиректора по гражданскому судостроению. Последние девять лет – директор НИПТБ «Онега». На предприятие я пришел достаточно подготовленным, «Звездочку», заказчиков, партнеров давно знаю. С ними, а также с Росатомом, Газпромом, основными проектными и научными организациями - «Рубин», «Малахит» - мы в «Онеге» работали самым тесным образом.

- Демонстрируя легендарный стул, вы упомянули слово «преемственность». Владимир Семенович, будет ли это касаться производственных вопросов?

- Безусловно. И в вопросах, которые решал Николай Яковлевич Калистратов, и в том, что касается деятельности НИПТБ, она сохранится. Обязательно доведу до логического завершения проект открытия в Северодвинске филиала Института безопасности развития атомной энергии (ИБРАЭ РАН). Ровно полтора года назад мы задумали его с академиками Саркисовым и Лаверовым. На сегодня задача близка к завершению, необходимые документы в Российской академии наук подписаны. Между прочим, институт создается не на пустом месте. Во-первых, Севмаш уже приступил, а «Звездочка» планирует участвовать в строительстве плавучих атомных станций, на которые уже сейчас достаточно много заказов. Во-вторых, в активную фазу вступает еще один интересный проект «Звездочки» и НИПТБ по радиационному мониторингу и созданию системы радиационной безопасности Северодвинска и Архангельской области. Европейский банк выделил на это более четырех миллионов евро.

- Несколько слов о текущей работе предприятия. Что самое важное для вас на день сегодняшний?

- Наступил очень напряженный момент в части сдаточных производственных программ. В этом году мы сдаем три лодки. В конце ноября – АПЛ «Рязань», к концу года - ракетоносец «Брянск» проекта 667 БДРМ. Также в ноябре мы готовим к сдаче четвертую индийскую лодку, которая на этой неделе готовится к третьему выходу в море.

- Скептики говорят, четвертая и последняя для «Звездочки». Можно ли надеяться, что это не так?

- Действительно, в Индии есть еще одна требующая ремонта дизельная лодка. И есть уверенность - как только мы сдадим «Синдувиджай», положительно решится вопрос о ремонте в Северодвинске пятой лодки. Индийские заказчики и флот высоко оценивают качество работы нашего предприятия. К тому же в Индии невозможно выполнить те сложные ремонтные задачи, которые ставит заказчик.

- Владимир Семенович, недавно вы побывали в Китае. С чем связана эта поездка?

- Прежде всего с официальным открытием представительства «Звездочки» в этой стране. Презентация филиала состоялась в Пекине, на территории посольства России. Дело в том, что наше предприятие имеет лицензию на право самостоятельной внешнеэкономической деятельности. В частности, на поставку документации и сервисное обслуживание подводных лодок проекта 877 и эсминцев проекта 956. Сейчас по договорам с китайской стороной «Звездочка» выполняет поставки запасных частей и оборудования. А в дальнейшем, я надеюсь, активизируется наше сотрудничество по другим направлениям – ремонт, утилизация кораблей.

- В течение многих лет северодвинские предприятия боролись за увеличение государственного оборонного заказа и, похоже, добились своего. Не возникнут ли сложности в плане его исполнения? Хотя бы из-за дефицита рабочих кадров.

- Сформирован достаточно объемный государственный заказ на 2008 год, и предприятию необходимо обеспечить его выполнение в условиях дефицита кадров. На «Звездочке» есть вакансии для пятисот квалифицированных рабочих. Следующий и 2009 годы будут для завода очень напряженными в плане загрузки по ремонту АПЛ. Перед Севмашем стоят еще более сложные задачи, и мы с Николаем Яковлевичем все чаще и чаще обсуждаем темы специализации и кооперации заводов, а также передачи заказов. К примеру, достигнуто соглашение о том, что в ремонт на «Звездочку» придет тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», который сейчас находится на Севмаше. Но не ранее 2009 года.

- Владимир Семенович, о какой специализации идет речь?

- Когда Севмаш испытывал сложности с загрузкой по строительству, был оправдан принцип: кто строит, тот и ремонтирует. Но времена изменились, и специализация сегодня просто необходима. Полагаю, Севмаш будет в основном строить корабли, а «Звездочка» продолжать осваивать различные виды ремонта. Судите сами: ни одна лодка третьего поколения не проходила заводского ремонта, нормативные сроки эксплуатации «Барсов», «Гранитов» и «Барракуд» превышены. «Звездочке» в рамках федеральной целевой программы выделены деньги на подготовку ремонтной базы для этих лодок. Бюро-проектанты уже приступили к разработке документации на ремонт с модернизацией этих кораблей. Это перспектива. Нынешняя действительность расстраивает: индийские лодки мы оснащаем самыми современными ракетными комплексами, тогда как наша АПЛ «Калуга» пять лет ждет на «Звездочке» своего ремонтного часа.

- Существует программа модернизации предприятия. Накануне акционирования судостроительного комплекса, наверное, это очень актуальный вопрос?

- 8 ноября принята федеральная целевая программа развития гражданской морской техники, которая, увы, не включила в себя вопросы модернизации производств. Зато огромные средства выделены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На мой взгляд, эти вопросы необходимо решать в комплексе, когда и финансируются технологические разработки, и модернизируется предприятие. А мы в этом нуждаемся. На Севмаше и «Звездочке» подготовлены проекты реконструкции корпусо-заготовительного, сварочного и трубопроводного производств, нам необходимо создать транспортно-технологическую систему, которая позволит транспортировать тяжеловесные, крупногабаритные блоки кораблей и платформ из эллингов на набережную с перегрузкой на транспортные суда. Работу по обеспечению конкурентоспособности отечественного гражданского судостроения будем продолжать.

- Владимир Семенович, понятно, что кадровый голод на «Звездочке» ощутим не так, как на Севмаше, и все же проблема-то есть…

- Думаю, стоит продолжить работу над совершенствованием организации труда на заводе. Еще вчера я был в Финляндии, смотрел, как организована работа на заводах судостроительной отрасли. За счет механизации и автоматизации производства, применения современных IT количество рабочих мест на финских заводах сведено к оптимальному минимуму.

Понятно, что людям необходима достойная заработная плата, и в этом смысле делается все возможное. С 1 ноября она увеличена для всех работников «Звездочки» более чем на 10 процентов. Конечно же, необходимо строить жилье. У «Звездочки» есть четыре фундамента жилых домов, которые совместно с банком-инвестором мы планируем построить уже в ближайшее время. Это будут дома с небольшими, одно- и двухкомнатными квартирами для молодых специалистов. Есть проект превратить в общежитие для молодых корабелов бывшую школу №18, он будет осуществляться совместно со Спецстроем.

Наталья КОЛОГРЕЕВА