Вечерний Северодвинск
Номер от 16 ноября 2007 г.

«Черные риелторы».
Мошенники считали себя сердобольными альтруистами

В марте решением северодвинского городского суда отправились по этапу нашумевшие «черные риелторы». «Вечерка» рассказала об этом 12 апреля. А 7 ноября на скамье подсудимых оказалась еще одна группа мошенников. Правда, в отличие от предыдущей, не такая многочисленная – на этот раз обманом занималась всего пара северодвинцев.

Найти и «кинуть»

Представляем «героев» – Александр Корельский и Евгений Малютин. Знакомы приятели лет тридцать, поэтому уже давно понимают друг друга с полуслова. Много времени им не потребовалось, чтобы пять лет назад разработать схему, которая станет приносить неплохую прибыль.

Схема простая и действенная: найти одиноких людей, выражаясь протокольным языком, «злоупотребляющих алкоголем и имеющих долги по коммунальным платежам», убедить их в необходимости продать жилье или обменять его на меньшее, оформить на себя доверенность на ведение дел и «кинуть». Многие из погоревших на доверии сразу начинали подозревать подвох в услужливой помощи незнакомцев, но тем не менее надеялись на вечный русский авось.

Так, например, мать и дочь, которые жили в просторной четырехкомнатной квартире на улице Арктической, согласились на предложение Александра и Евгения обменять жилье на меньшее с доплатой. Сомнение в искренности новых друзей у женщин было, несмотря на постоянные подношения в виде небольших сумм денег и бутылок со спиртом. Подозрениями они поделились с паспортистками в ЖЭУ, когда выписывались из квартиры:

- Не оставят ли они нас без жилья?

- Без жилья, скорее всего, не оставят, но обмануть – обманут, - ответили сердобольные сотрудницы, не понаслышке знакомые с ушлыми мужиками. Предупреждение не помогло, сделка совершилась: взамен своей четырехкомнатной квартиры получили северодвинки тесную комнатушку в деревянном доме на Торцева. Разумеется, без доплаты.

На суде паспортистки рассказывали, что не один раз оказывали услуги клиентам Корельского и Малютина. Они догадывались, что неспроста основными подопечными парочки оказываются люди с низкими доходами и высокими долгами, и пытались отговорить их от сотрудничества с мошенниками, но все было бесполезно.

«Выбор» без выбора

Со временем, когда система стала работать без сбоя, Корельский и Малютин, как и «черные риелторы», которые в марте предстали на скамье подсудимых, открыли свое агентство недвижимости. Корельский стал его учредителем. Назвали агентство цинично: «Выбор». Правда, выбора своим жертвам они не оставляли.

Мошенники делали деньги не только на доверии - горе людей, потерявших близких, тоже легко становилось разменной монетой. Так стали жертвами мошенников супруги-северодвинцы. Они с небольшим промежутком во времени потеряли двух детей: сын погиб в ДТП, дочь умерла от болезни. Муж с женой топили печаль в вине, когда появились «благодетели», предложившие взять пенсионеров под опеку - организовать за свой счет похороны дочери и содержать стариков до того дня, как они отправятся на встречу с детьми. Взамен просили завещать им однокомнатную квартиру.

Те согласились – от безысходности. Опекуны поначалу появлялись часто: возили к нотариусу, где те подписывали какие-то бумаги, затем организовали переезд на новое место жительства, после подписания бумаг пропали. Переселили супругов в комнату, принадлежащую Корельскому. И здесь нашелся добрый человек, который предупредил северодвинцев о том, что они имеют дело с мошенниками: сосед, знакомый с Александром, попытался убедить новых жильцов в том, что их обманули. Не получилось. Понял северодвинец, что квартиры и денег ему не видать, только после смерти жены, спустя два года.

Спаивали «Льдинкой»

Но не только одиноких и запойных обирали приятели. Есть в копилке их мошенничеств и история с обманутым бывшим одноклассником Корельского, которому вместо договора аренды подсунули на подпись доверенность, по которой они впоследствии продали его двухкомнатную квартиру. Четыре года мужчина думал, что просто сдает жилье. Узнал о том, что это больше не его собственность, случайно – в ЖКО заглянул за дежурной справкой.

Есть и такой сюжет: северодвинец остался жить один в двухкомнатной «хрущевке» после смерти родителей. Александр и Евгений предложили ему другое жилье, забрали документы для оформления сделки. То, что денег он не увидел и жилья тоже, понятно. Интересно другое: два года жил северодвинец в квартире Малютина и выполнял для него разные поручения. Он занимал непонятные очереди в учреждениях, которые оформляют договоры купли-продажи жилья, а еще очищал от грязи какие-то квартиры, где, как ему казалось, раньше проживали алкоголики. Плату получал спиртом и едой. Так мошенники придумали новую циничную систему, которую до них еще никто не опробовал: потерпевшие стали помогать преступникам обманывать других людей.

Проживая в одной квартире с мошенником, северодвинец узнал многое: он видел, как тот привозит домой многочисленные коробки с двухлитровыми бутылками жидкости для очистки стекол «Льдинка», слышал, как приятели «решают вместе какие-то вопросы». Спаивали мужика так, что он мало чем отличался от собачки Павлова, это очевидно из показаний, зафиксированных в приговоре: «Давали ему подписывать какие-то бумаги, после этого сразу же давали выпить спирта. В суть документов он не вникал, так как больше всего волновал один вопрос – быстрее выпить».

Что дал, то и отнял

Пробегая глазами строки протокола, пыталась вести счет числу северодвинцев, оставшихся без жилья и денег, но вскоре поняла, что дело бесполезное. У многих из них есть родственники и дети, поэтому официальное число потерпевших - одиннадцать - можно смело умножать, как минимум, на три. Так же и наглость мошенников умножалась с каждой удачной сделкой.

Ягринский сирота «обменял» с их помощью свою квартиру на комнату. Обещанная доплата в четыреста тысяч рублей после сделки превратилась в пятьдесят тысяч. В тот же вечер к нему домой пришли два незнакомых человека и сказали, что они от Корельского и Малютина, – последние их прислали его «охранять». За охрану «попросили» заплатить небольшую сумму – всего-то те самые полсотни тысяч…

Если идейный руководитель прежних «черных риелторов» называл себя «чистильщиком леса», «волком-санитаром», убирающим город от больных, немощных животных, то Корельский, похоже, считал себя сердобольным альтруистом.

Из протокола: «Свою деятельность в агентстве не считает предпринимательской, ему нравится с людьми общаться. Он выплачивал гражданам деньги, кормил, лечил, покупал мебель, технику, делал ремонт. Он сам ранее был алкоголиком, выбрался из этой ямы и пытался помочь людям». Тем не менее за четыре года деятельности общительных «альтруистов» их доходы составили больше четырех миллионов рублей. Да и имущества, на которое был наложен арест, для того чтобы вернуть деньги пострадавшим, оказалось немало: три квартиры у одного и четыре у другого, не считая долей в других северодвинских квартирах.

Четыре года и один месяц исправительной колонии общего режима каждому – такой приговор вынес городской суд.

Марина ЛЕТОВА

Приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован.