Вечерний Северодвинск
Номер от 8 ноября 2007 г.

Тепленькая пошла…
Нормативы потребления горячей воды могут вырасти

К тарифам на жилищно-коммунальные услуги наши депутаты с недавних пор отношения не имеют, зато право менять и утверждать нормативы потребления этих самых услуг они оставили себе. РАСЧЕТ был прост и, как тогда казалось, гениален. Пусть мэр отвечает за повышение коммунальных цен и расценок и принимает на себя недовольство горожан. А избранники из своих белых и пушистых шкурок вон будут лезть, чтобы уменьшить нормы потребления или, по крайней мере, всячески этому способствовать. Робкие и пока безрезультатные попытки депутатов снизить нормативы на бытовой газ уже имели место. Но бодаться с монополистом - все равно, что плевать в колодец против ветра. Горожане это знают. Знают они и самый простой выход: всего-то и нужно – счетчик установить. Правда, Горгаз и тут рулит: желающие установить прибор учета газа выстаивают многомесячную очередь. Привыкнуть к постоянному повышению цен, как и к холоду, невозможно. Нормативы – это что-то более стабильное. Например, нормы потребления горячей воды последний раз утверждались в 2001 году. С тех пор много воды утекло, и теперь нас пытаются убедить, что расходуем мы больше, чем положено. Если речь идет о летнем периоде, в перерасходе нет ничего удивительного. Вспомните свое обычное летнее утро. Хорошо, если спешить никуда не надо, а соседи по стояку встают раньше вас. Тем, у кого поставить счетчик не хватило денег или времени, проще - они откручивают кран на полную и просто ждут, когда польется горячая. Зато в квартире, где установлен счетчик на горячую воду, многие умываются холодной водой или сначала моют посуду, а уже потом, когда тепленькая пойдет, идут в ванную принимать душ и чистить зубы. Но если мы платим за горячую воду, значит, она должна быть таковой. Есть и температурный минимум, который летом не соблюдается, соответственно мы, потребители данной коммунальной услуги, получаем ее ненадлежащего качества. И в соответствии со всеми требованиями российского законодательства в летний период при снижении температуры горячей воды все без исключения потребители имеют полное право требовать перерасчета. Знать бы еще, как правильно это сделать. Поставщики этой услуги – энергетики - возвращать деньги не спешат, но вроде бы обещают, что приложат все силы для того, чтобы в любое время года из крана с горячей водой текла именно горячая. Только для начала они просят увеличить для населения нормативы потребления горячей воды с 3,192 до 3,4 кубометра на человека. Значит ли это, что с января 2008 года нас ждет не только повышение ее цены, но и увеличение норматива? Действительно, уже готов проект документа, которому осталось всего ничего – пройти утверждение у депутатов. По мнению председателя комиссии по городскому хозяйству Юрия Широкого, который честно признается, что «в теплоснабжении ни фига не понимает», мыться чаще мы не стали. - В депутатскую комиссию дважды официально обращались энергетики. Они писали, что на сегодняшний день якобы существует разница между нормативами и реальным потреблением горячей воды. Мы обратились в администрацию, была создана рабочая группа, куда вошли руководители жилищных предприятий, энергетики, представители комитета ЖКХ и депутаты Татьяна Макурова и Александр Микляев, которые, я так надеюсь, досконально разобрались в этом вопросе. Так появился документ с предложением об увеличении нормативов потребления горячей воды. Я как депутат, гражданин и обычный плательщик против того, чтобы повышать и нормативы, и цены, но не вынести этот документ на обсуждение Горсовета не имею права. И с энергетиками, которые утверждают, что несут убытки, мне спорить сложно, поскольку я не специалист. Юрий Ростиславович не исключает, что эти убытки вполне могут быть результатом потерь, никак не связанных с рядовыми потребителями. Но, опять-таки, напоминает, что он не специалист, чтобы рассуждать об этом компетентно. И стоило тогда депутатам оставлять за собой право следить за нормативами, если любой из них может так же, как депутат Широкий, честно признаться, что ни фига не понимает во всех этих расчетах? И им остается только проголосовать «за» или «против».
Елена ОГОРОДНИКОВА
В Уфу помыться В Республике Башкортостан определены нормы расхода воды на одного жителя в сутки. Например, в Уфе для жилых домов с центральным горячим водоснабжением (ГВС), мойками, ваннами этот норматив на жителя в сутки составляет 387 литров. Замеры показали, что потребление воды населением оказалось на восемь литров выше утвержденных нормативов. Однако повышать их никто не торопится. По словам руководителей Уфаводоканала, «задача не в том, чтобы заставить горожан больше платить за воду и повышать нормативы, а экономить наши и их денежные средства». Взаимовыгодное мероприятие - установка счетчиков. В дальнейшем в Уфе планируется снизить потребление воды с 395 до 330 литров за счет установки регуляторов давления на вводах жилых домов, поддержания нормативной температуры нагрева горячей воды, внедрения частотного регулирования числа оборотов насосов в водопроводных станциях. В рамках этой программы предусмотрено также установление регуляторов давления, для снижения его в определенное время суток. Это значительно снизит потери воды.
Полина ВАСИЛЬЕВА
Шеф, по счетчику! Мнения разделились. Нашлись и те, кто считает счетчик выгодным приобретением, и те, кто принципиально против него. Но в одном горожане сходятся: тарифы на горячее водоснабжение необоснованны. Василий Петрович Пушкин, пенсионер: - Счетчика в моем доме нет – пока сложно из пенсии деньги на него выкроить. Потому, наверное, и тарифами доволен. Посмотрел бы по счетчику, сколько реально трачу воды, может, и по-другому думал. Но экономить счетчик точно научит. Валентина Моисеенко, северодвинка: - Да, мы давно установили счетчик, с ним намного выгоднее. Насколько? Смотрите сами: прописано в квартире трое, а платим в два раза меньше, чем по тарифу. И это при том, что на воде не экономим – и ребенка купать нужно, и пеленки стирать. Валерий, прохожий: - Не вижу смысла в счетчике. Тарифы устраивают. Счетчик, мне кажется, ограничивает – воду уже просто так не пропустишь, лишний раз кран не откроешь. Как говорят, капает на голову. Вот что волнует, так это обоснованность повышения тарифов. Где расчеты? Глеб Федяев, учащийся 38 школы: - Мне кажется, тарифы завышены. В квартире у нас прописаны четыре человека, счета приходят за горячую воду большие – всем ведь и помыться нужно, и белье постирать. А счетчик пока еще не поставили, но, наверное, с ним было бы выгоднее. Ирина Филиппова, работница СМП: - Счетчика у нас нет – в ветхое жилье, а дом именно такой, вкладывать деньги не хочется, честное слово. А тарифы, как мне кажется, все завышены. Не понимаю, как могут такие деньги требовать за такие услуги и такое жилье.
Спрашивала Ирина БАГРИЧ