Вечерний Северодвинск
Номер от 1 ноября 2007 г.

Спасти и сохранить
В минувший четверг на дежурство по «прямому проводу» «Вечерки» заступил начальник городской аварийно спасательной службы Константин Окулов.

- Константин Григорьевич, пока телефон молчит, первый вопрос из тех, которые наши читатели задали заранее. Имеет ли ваша служба отношение к МЧС? - Нет, мы - муниципальная структура. По постановлению правительства являемся силами постоянной готовности в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Извините, звонят… Со спасателями не шутят - Здравствуйте, меня зовут Александр. Константин Григорьевич, откуда, по вашему мнению, городу стоит ждать опасности? - Я бы, Александр, сказал так: ждать опасности не надо, надо быть к ней готовым. Населению - знать, как справиться с возможной чрезвычайной ситуацией, а службе спасения - быть обученной и оснащенной. Прогнозов мы не даем, но опасность, конечно, есть, учитывая износ оборудования и коммуникаций. К этому можно добавить ветшающие жилые дома, повальное невыполнение правил пожарной безопасности, ДТП и многое другое. А что касается предприятий ГРЦАС, то на них контроль за безопасностью жесточайший, поэтому вероятность возникновения ЧС и ЧП на них минимальные. - Здравствуйте, Константин Григорьевич. Мария Семеновна вам звонит. Вопрос у меня такой: приходится выезжать на ложные вызовы? - Крайне редко. Во-первых, звонят «шутники» не часто, а во-вторых, оперативные дежурные у нас очень грамотные, с помощью наводящих вопросов отсекают такие звонки. А вот безрезультативные выезды бывают. - Это как? - Поступило, к примеру, сообщение от жительницы с Приморского бульвара о том, что в море уносит льдину с человеком. Группа срочно выехала на Ягры, осмотрели в бинокль все льдины, никого не обнаружили. Поднялись в квартиру звонившей женщины, а она утверждает, что человека уносит. В конце концов оказалось, что на льдине плыла елка. Вот такой выезд и является безрезультативным. Или проведение водолазных поисковых работ, когда утонувший не найден. - Из «копилки» заранее заданных вопрос. Наталья Владимировна спрашивает: «Чтобы попасть в квартиру с помощью спасателей, нужны документы? А если паспорт лежит в квартире?» - Откроем - документы покажете. Если будет малейшее сомнение, без присутствия участкового не откроем и обязательно - при свидетелях. Но хочу предупредить, что выезжаем мы на подобные случаи, только когда кому-то или чему-то грозит опасность: газовая плита включена, за дверью больной человек или ребенок, правонарушитель, пожилой человек или инвалид. Хотя деблокация дверей вообще не входит в наши обязанности. Но не отказываем, используем эту работу и как тренировку по готовности службы к выездам, по умению работать с людьми. Звоните, вас поймут - «Человек в критической ситуации не может сразу сообразить, какой номер набирать. Пожар - понятно, побили - тоже, а если все сразу случилось и еще помощь спасателей нужна?» - этот вопрос задал Сергей Третьяков. - 01, 02, 03 или наш - 000 - набирайте любой номер, специалисты разберутся, переадресуют звонок куда надо или поднимут все нужные службы. - Это «прямой провод»? Здравствуйте, Константин Григорьевич, Ирина вас беспокоит. Сын попросил позвонить, узнать, где учат на спасателей? - В Санкт-Петербургском колледже «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей». Первоначальную подготовку принятых на работу обучаем самостоятельно по специальным программам, после чего аттестуем в Архангельске. Но сначала предложили бы ему познакомиться с профессией. Троих «сыновей полка», обучавшихся в школе №7 в классе спасателей, уже воспитали, один у нас работает, второй из армии на днях должен вернуться. Предупреждаем: отбор в спасатели жесткий, в том числе и по физподготовке, а вакансии редки. - А можно спросить про зарплату, если это удобно? И про льготы. - Удобно. Начинающий сотрудник получает тысяч 8-10. Льгот нет, хотя коллеги из другого региона через суд добиваются исполнения федерального закона, по которому спасатели имеют право выхода на пенсию после пятнадцати лет службы. Надеемся на справедливое решение, которым и мы сможем воспользоваться. - Тогда - удачи. Спасибо за ответ, мы с сыном подумаем. - Константин Григорьевич, здравствуйте, меня зовут Наталья. Работа у вашей службы тяжелая. Как стрессы снимаете? - В большинстве случаев стрессовые ситуации в голове опытных спасателей не задерживаются, проходят мимо. Это не цинизм, а защитная реакция. Но психика, конечно, изменяется. Нужна серьезная реабилитация, но средств на нее нет. После работы на ликвидации последствий взрыва дома на проспекте Космонавтов все архангельские спасатели в течение 15-20 дней проходили психологическую реабилитацию. А мы, отработав, поехали домой, просто отсыпаться. Но уже через три часа были подняты по тревоге на вызов о заложенной взрывчатке. - И еще у меня один вопрос: было ли такое, что, отправившись на помощь заблудившимся, сами плутали по лесу? - Ни разу. Среди северодвинских спасателей нет человека, который не имеет спортивного разряда по туризму, не участвовал в соревнованиях по ориентированию. И еще - без компаса в лес не выходим. Есть у нас в арсенале и два навигатора. Можно и нужно - Вопрос о последствиях пожара на улице Лесной, когда семья погорельцев всю ночь провела на улице. Ольга спрашивает: неужели нельзя городу для подобных случаев какие-нибудь утепленные палатки приобрести? - Можно и нужно городу иметь надувной модуль и для таких случаев, и для того чтобы быть готовыми к срочной эвакуации из детских домов, больниц, дома ветеранов. Его приобретение включено в смету муниципальной целевой программы «Защита населения от ЧС», которую должны были принять на прошедшей сессии горсовета. - Алло! Виктор Третьяков вас беспокоит. Константин Григорьевич, есть ли надежда, что ваша служба станет круглосуточной? - Нас познакомили с контрольными цифрами проекта городского бюджета по содержанию аварийно-спасательной службы на будущий год. Увеличения финансирования нет, значит, не будет и ночного дежурства. А общая ситуация такая: на обеспечение жизнедеятельности службы денег хватает, а на эффективную работу и развитие - нет. Мы не двигаемся вперед, не имеем возможности осваивать и применять в работе новые виды аварийно-спасательных инструментов И оборудования, обучать персонал в специализированных учебных заведениях, осваивать новые виды аварийно-спасательных работ. Всего их 44, мы аттестованы на 17. «Сейчас бы выпорол» - Мама подростка просила вам, Константин Григорьевич, такой вопрос задать: «Главный спасатель города в детстве по льдинам прыгал?» - Прыгал, и не только по льдинам. Я родом из Исакогорки, в ее затон приводили плоты с молевым лесом. Мы, мальчишки, по ним через Двину перебегали. Сейчас бы за такое выпорол. - Константин Григорьевич, Здравствуйте, Светлана Владимировна вас беспокоит. Скажите, какие вызовы самые тяжелые? - Те, в которых пострадали дети. А еще когда человек «уходит» на глазах. Сорок минут мужчина в ледяной воде, в полной темноте боролся за жизнь. Мчались к нему, метров четыреста по льду с лодкой бежали наши ребята. Подплыли, руку протянули… И в эту секунду человек ушел под воду, понял, что помощь пришла, и отключился. Такое случается очень редко и очень тяжело переживается. - Здравствуйте, Елена Владимировна Гордеева вам звонит. У нас в доме протекают панельные швы. Обращались в ЖЭУ, там сказали, что со спасателями договор заключили. Почему вы к нам не едете? Или это «жилищники» нас в заблуждение вводят? - Нет, Елена Владимировна, в заблуждение вас не вводят, но неправильно называют фирму. Заделкой швов занимается ООО «Спасатель». Этот высокопрофессиональный коллектив, выполняющий ремонтно-строительные работы, в настоящее время к выполнению спасательных работ не имеет никакого отношения. В составе ООО «Спасатель» общественный спасательный отряд работал до 2000 года, теперь мы выполняем абсолютно разные задачи. А за вопрос спасибо, надеемся, что путаницы, с которой, к сожалению, постоянно сталкиваемся, будет меньше. «Пьяному море по колено? Ерунда!» - прокомментировал Константин Григорьевич народную мудрость. В ответ на вопрос о любимом времени года улыбнулся: «Отпуск». Без слов дал понять, как обстоят дела с производственным травматизмом у спасателей: «Тьфу-тьфу-тьфу». А читателю, интересовавшемуся надежностью новинок скобяного производства, ответил так: «Медвежатников у нас нет, но дверной замок любой сложности ребята откроют - не руками, так отрезной машинкой». - Константин Григорьевич, вас не удивило, не обидело, что не было ни одного звонка с благодарностью от спасенных? - Нет, это, наверное, в природе человека - вытеснение отрицательных эмоций. В девяноста процентах случаев люди сами виноваты в том, что с ними произошло. А вспоминать неприятное никому не хочется. Да мы и не ждем благодарностей. Было бы кем и чем помогать - это главное. - Спасибо вам от «Вечерки» и за работу, и за разговор с читателями. - Еще раз хочу напомнить жителям города: телефоны службы спасения: 000 и 6-55-16.
На «прямом проводе» дежурила Ольга ЛАРИОНОВА