Вечерний Северодвинск
Номер от 25 октября 2007 г.

Жить в кредит
В зале суда оказываются те, кто хотел «кинуть» банк, и те, кто по доброте душевной стремился помочь близким

Удивительно, но в городском суде, собравшем огромную коллекцию гражданских исков по невозврату кредитов, основной истец – Сберегательный банк России. Как разбираются со своими должниками остальные банки – неизвестно. А вот Сбербанк, похоже, уже давно разработал четкую, не дающую сбоя, законную схему привлечения заемщиков к ответственности.

- Для того чтобы возвратить кредит, единственный законный путь для банка – обращение в суд с иском. До этого банк звонит, пишет письма, представитель банка приходит на дом, - так объяснял систему в суде представитель Сбербанка.

Денег не видели, но возвращать должны

Шаблонно, ответчики с иском соглашаются, требования банков не оспаривают, а порой, в безграничном доверии к суду, даже на заседания не являются. Попадают под пресс системы и те, кто хотел банк «кинуть» и те, кто по доброте душевной хотел помочь близким.

Так, например, одна северодвинка, назовем ее по-пушкински Татьяной, поверила своей знакомой. Та просила оформить на Татьяну кредит немаленький – 400 тысяч рублей – пообещав исправно вносить платежи. Сама, мол, не может, потому как во многих кредитных историях засветилась поручителем. Помогла подружка Татьяне с документами – липовую справку с места работы с неплохой должностью и зарплатой выдала, поручителей сама нашла. Деньги Сбербанк перевел быстро, Татьяна их со счета сняла и нуждающейся знакомой передала. Но время прошло, а выплат банк так и не увидел.

По решению суда, попали под раздачу все – и сама Татьяна, и трое северодвинцев-поручителей, только предприимчивая подружка осталась не у дел. Она-то ведь никаких документов не подписывала, а соответственно, никаких обязательств перед банком не брала. Возмущались в суде поручители, шумели, что, мол, банк сам себя подставил – не проверил данные заемщика, да только все без толку.

- Мы не обязаны проверять достоверность предоставляемых сведений, банк проверяет клиентов выборочно, - такой ответ дал на все вопросы представитель Сбербанка в суде. И был прав. Сейчас все четверо доброхотов обязаны в солидарном порядке возвращать банку долг – более 375 тысяч рублей.

Место то же, лица знакомы

Пять судебных дел, лежащих на столе, связаны одной цепью, а точнее, звеном – северодвинцем Александром К. Еще в 2003 году он взял в банке больше ста тысяч рублей, по систематически нарушал сроки внесения платежа в счет погашения задолженности. В итоге, расплачиваться за него будут еще и трое друзей, сумму почти в 74 тысячи рублей городской суд обязал выплачивать заемщику и трем поручителям в солидарном порядке.

Спустя два года после первого займа родственница Александра обратилась в Сбербанк за финансовой помощью – кредитом на неотложные нужды. Теперь уже завсегдатай городского суда Александр и два приятеля числились в поручителях. Возвращать более четырехсот тысяч рублей будут все вместе. Еще три дела в стопке – иски к приятелям Александра, которые тоже набрали в банке кредитов, не выплачивали ежемесячных взносов и, соответственно, попали на скамью подсудимых.

В каждом из дел фигурирует имя Александра как поручителя. Суммы названы немалые – от 150 до 400 тысяч рублей, тем не менее, ни ответчики, ни поручители не спешили в суд на заседания, чаще всего дела рассматривались в их отсутствие. По одному из дел, рассмотрено заявление истца на арест имущества Александра, да поможет ли это банку, ведь речь шла о «шестерке» 1983 года выпуска…

Безработный и директор в одной телеге

Проворачивал махинации с деньгами и директор одной из северодвинских фирм. На те же таинственные неотложные нужды еще два года назад он взял в Сбербанке 300 тысяч рублей. Первое время платил взнос достаточно исправно, поэтому ему позволили снова собирать документы на еще одну, большую, ссуду. Летом 2006 года северодвинец взял в банке еще 750 тысяч рублей, итого – больше миллиона. Что интересно, одним из поручителей директора был его подчиненный. Не сумел отказать шефу в маленьком одолжении? Теперь расплачиваться по одному из кредитов и подчиненному и шефу придется на равных.

Язык судебных протоколов сухой и конкретный, но за ним чувствуется чье-то раскаянье или, наоборот, бравада наглости. Первое подтверждается историей безработного северодвинца Ильи, который уезжал на «заработки», чтобы разом рассчитаться с банковским кредитом, но там его «прокатили», и теперь, помимо долгов он должен будет еще выплатить пени банку и неустойку. Второе – историей с поручителями. Их было трое у заемщика, двое покаялись в том, что подписали договор, не подумав о платежеспособности знакомого, а третий требовал у суда, чтобы доли возврата были неравными: «У нас ведь зарплаты разные, пусть суд учтет это!» - примерно так высказывался мужчина, стремясь сократить для себя размер наказания.

Типа, деньги верни!

- Как же остальные банки расправляются с должниками? – пытаю я своего знакомого юриста Максима.

- Сбербанк, как самый солидный из банков, с большим штатом сотрудников и юристов, за рамки правового поля не выходит. А вот некоторые банки обращаются за помощью к так называемым коллекторским агентствам, которые выкупают у них долговые обязательства и сами «выбивают» из должников обещанные деньги. Обычно это всем известные бритоголовые «бизнесмены», которые, грубо говоря, звонят должнику примерно с таким предложением: «Ну че ты, типа, долг-то верни!». Мало кто решается им противоречить…

А второй путь – это определенный резерв невозврата кредита, вложенный в процент по любому виду кредита. Так банки стараются себя обезопасить и с мелкими должниками не связываются, ведь те, кто исправно платит свои взносы, получается, оплачивает банкам и расходы на недобросовестных плательщиков.

Ирина БАГРИЧ