Вечерний Северодвинск
Номер от 25 октября 2007 г.

Заводы бьют тревогу
В области – кадровый кризис

Так случилось, что на неделе пришлось побывать на двух совещаниях схожей тематики: сначала на встрече ректоров архангельских вузов, следом на координационном совете по кадровому обеспечению отраслей региональной экономики.

На первом обсуждались итоги нового набора абитуриентов в высшие учебные заведения, на втором – в учреждения начального и среднего профтехобразования. Руководители вузов довольны итогами набора – в институтах и университетах бюджетные и платные места забиты под завязку, а вот в училищах и техникумах серьезный недобор.

В то же время на рынке труда картина противоположная: масса выпускников вузов не может найти работу по специальности, некоторые прямо с институтской скамьи встают в очередь на бирже труда или уезжают на поиски работы в другие регионы. Учащиеся же ПТУ и техникумов, по словам начальника отдела профессионального образования областного департамента образования и науки Виктора Павловского, почти все после учебы находят свое место в рабочем строю.

В системе профтехобразования, по его же замечанию, проблемой становится дефицит абитуриентов. В будущем году, согласно заказу комитета по труду, нужно подготовить 6 тысяч специалистов для разных отраслей региональной экономики – с грехом пополам наскребли 5300. Брали всех подряд, даже с 4-5-летним образованием. Но приехавшим из глубинки ребятам нужно где-то жить, а крыша над головой нынче стоит дорого, не каждому родителю по карману, училищ же, имеющих собственные общежития, раз– два и обчелся.

Рано или поздно эти «прорехи» аукнутся. Собственно, кадровики предприятий уже бьют тревогу по поводу дефицита квалифицированных кадров. Часто вспоминали на совещании Северо¬двинск, где сохранили училища, не поддавшись модному поветрию объединения их до кучи, а сейчас еще и общежития оборудуют для студентов.

Северодвинск – счастливое исключение, хором сетовали директора ПТУ, в целом по области ситуация куда тяжелее. Система профтехобразования не встанет на ноги, уверены они, если не обновить производственную базу, не поднять статус мастеров и производственных педагогов. Только великие энтузиасты из их числа остаются работать в училищах надолго, большинство уходят на предприятия, где зарплаты выше. Педколлективы, готовящие рабочие кадры, никак не могут уразуметь, почему их отсекли от национального проекта? Учителям общеобразовательных школ стали давать гранты, доплачивать за классное руководство, а в училищах, где контингент труднее, никаких перемен.