Вечерний Северодвинск
Номер от 18 октября 2007 г.

Все будет в порядке, шеф!
Сегодня начальники отмечают свой день

В следующем году исполнится полвека с тех пор, как сообразительная американская секретарша Патриция Хароски предложила ввести новый праздник - День шефа. Поначалу он был официально утвержден только губернатором штата Иллинойс. Но вскоре оригинальную идею поддержали дру¬гие штаты, затем подключились к празднованию разные стра¬ны, и День шефа распространился по планете. Его отмечают сегодня, 16 октября.

Хорошие идеи мы всегда рады поддержать, поэтому спешим поздравить всех начальников с праздником. Только несколько вопросов озадачили: а часто ли подчиненные называют наших начальников шефами, и какие они, наши руководители?

Статус – оптимист

Наталья Щербань, директор ООО «Северодвинская птицефабрика»:

- Я очень требовательный начальник. От своих сотрудников, от предприятия и от себя, в первую очередь, требую максимальной отдачи и трудолюбия. А еще я очень большая оптимистка, это и есть тот импульс, который помогает мне двигаться к цели, заставляет верить и бороться. И я стараюсь зажечь его в каждом работнике нашего предприятия.

Упертый, но добрый

Константин Окулов, начальник аварийно-спасательной службы Северодвинска:

- Мой знак – Телец, и этим все сказано. Руководитель я очень настойчивый, можно сказать упертый. Но так и должно быть, иначе не добиться результата. А вот со своими сотрудниками я, пожалуй, слишком мягок. Как ни стараюсь относиться к ним строже, пока не получается. Такой вот числю за собой недостаток.

Без обид не обойтись

Александр Беляев, мэр города:

- Я - шеф со стажем. И совершенно искренне и серьезно заявляю: работа руководителя меняет характер человека, причем не в лучшую сторону. Сужу по себе. И абсолютно честно говорю, что меня это не радует.

Я часто принимаю решения, которые многим людям приносят не только положительные эмоции. Возникают обиды из-за рабочих моментов. Обижаются коллеги, подчиненные - иногда за резкость, чаще за принятые мной решения. Это меня действительно достаточно сильно смущает.

А семья обижается на то, что не могу уделять дому столько времени, сколько моим близким хотелось бы, поскольку сосредоточен на других, серьезных задачах. Но это не только моя беда, это беда всех руководителей, поскольку, выбирая между семьей и работой, руководитель, как правило, отдает предпочтение последней.

Подкинь, командир!

Сергей, водитель такси фирмы «Шик»:

- Шеф – это стандартное обращение к нам, таксистам. Еще часто называют «командир». Мы не обижаемся, уже привыкли. Больше обращаешь внимания не на это, а на тон собеседника. Можно то же слово «шеф» сказать и уважительно, и с пренебрежением. Кстати, и «шеф», и «командир» - обращение только мужчин. Женщины стараются вопрос или просьбу построить так, чтобы обращения вообще не было, ну, в крайнем случае «молодой человек». День шефа, говорите? Не слышал о нем, но, наверное, это не наш праздник. Хотя для меня слова «шеф» и «таксист» уже давно стали синонимами.

Мечтаю о несбыточном

Борис Майоров, директор детской музыкальной школы №3, заслуженный работник культуры РФ:

- День шефа? Занятно, но я не приемлю всех этих словечек – шеф, патрон, босс. Мне вполне достаточно обращения по имени-отчеству. Конечно, сложно оценить себя как лидера. Быть им непросто, особенно в нашей творческой сфере. Руководитель от музыки, на мой взгляд, должен быть и сам неплохим музыкантом. Кажется, пока это удается, но, опять же, судить не мне. Настольная книга? Будете смеяться, но… Трудовой кодекс. Сегодня без него ни один серьезный менеджер не обходится. Минусы? А куда же без них-то! Главным для себя считаю то, что не всегда удается сдерживать эмоции. Это чаще всего руководителю непростительно.

И вообще, между нами говоря, есть у меня мечта поработать рядовым руководителем оркестра, но только чтобы рядом был надежный менеджер, избавляющий тебя от всего, не связанного с музыкой. Но пока это мечта из разряда несбыточных.

Я не строгий, это точно!

Лев Алексеевич Малейков, начальник управления образования:

- Как подчиненные меня называют – не знаю, но на шефа я бы не обижался. Да, знаю, что так иногда таксистов величают, но ведь мы не в такси, верно? (Рассмеялся.) Так что пусть называют, как им нравится. Какой я начальник? Мне кажется, понимающий. Не строгий, это точно. Недостатки есть, как и у всех. Какие? Да вы у подчиненных спросите.

Не переживайте, Лев Алексеевич, спросим непременно. Вот вашего секретаря и попытаем.

- Мы, секретари, называем шефа по имени-отчеству исключительно. А другие сотрудники часто именуют просто «начальник», но это, скорее, из-за названия должности. Какой он? Лояльный. Маленькие недостатки есть, но это такие мелочи, на которые мы не обижаемся.

Иногда называют папой

Главврача психоневрологического диспансера Василия Фофанова странными вопросами не удивить – профессиональная привычка. Без лишних эмоций, негромким голосом он отвечает:

- Шефом меня подчиненные называют, а иногда – папой. Пациенты – только по имени-отчеству. Строгий ли я начальник? В нашем учреждении практикуется демократичный стиль руководства, многие вопросы решаем коллективно.

Недостатком своим Василий Григорьевич называет излишнюю мягкость. А отсутствие командных нот в голосе объясняет спецификой заведения: «Больные не любят, когда громко говорят».

- Грозит ли руководителям какая-то особая опасность из вашего раздела медицины?

- Есть такая – синдром выгорания.

Гореть, конечно, надо, но не выжигая себя. И подчиненных чтобы не ошпарило. Чего «Вечерка» всем шефам от души желает.

С шефами общались Ирина БАГРИЧ, Александр ГУЗНИЩЕВ, Ольга ЛАРИОНОВА,

Елена САДОВА, Ильдар ХАБИБУЛЛИН.