Вечерний Северодвинск
Номер от 18 октября 2007 г.

Исповедь на заданную тему
- Вы не уходите - ждете обсуждения?

- Нет, если честно, просто сил нет уйти.

ИЛЬМ Никиты Михалкова «12» демонстрировали в нашем городе немногим более десяти сеансов. И даже на них аншлага не наблюдалось. Но среди тех, кто все же посмотрел нашумевшую ленту, равнодушных не было. Неудивительно, что на последнем сеансе руководство кинокомплекса «Родина» и преподаватели кафедры социологии Севмашвтуза организовали обсуждение фильма.

Участники обсуждения разделились на две группы, между которыми поминутно даже вспыхивала полемика. Одни пытались анализировать художественную сторону фильма: игру актеров, работу режиссера и оператора, сюжет, в том числе связь с первоисточниками. Не секрет, что михалковские «12» - русифицированный и модернизированный римейк фильма Сидни Люмета, а наметанный глаз киноманов без труда выделяет еще три-четыре аналога. В этой группе часто встречается достаточно сдержанное отношение к фильму.

Другие взволнованно рассказывали о собственных чувствах и мыслях, нахлынувших на них под воздействием увиденного: звучали воспоминания из своей жизни, даже обещания совсем иначе относиться к детям. Для этой части публики искусствоведческий взгляд на «12» - лишнее: фильм предстает уже не произведением искусства, а задает тему для размышления и искреннего эмоционального рассказа о себе и о своем отношении к людям.

Обе эти позиции оправданны. С одной стороны, творчески «12» состоялись, хотя этому и мешают сюжетная вторичность и налет фирменной михалковской претенциозности. Свести воедино многие индивидуальности артистов, «звездность» которых оправданна талантом и опытом, более двух часов удерживать внимание на событиях, происходящих в замкнутом помещении, на долгих монологах героев, на крупных планах лиц - все эти нелегкие упражнения творческая бригада выполнила с большим успехом.

С другой стороны, на фоне безликих и беспринципных киноподелок выгодно выделяется любой фильм, который просто приглашает к размышлению. И, наверное, в самом деле неважно, выльются ли эти рассуждения в публичную дискуссию или останутся лишь в уме и сердце человека.

Алексей ЯНИН