Вечерний Северодвинск
Номер от 18 октября 2007 г.

Соло на чайнике
С приветом из древнего Кужебара

Владисвар Надишана в наших краях известен мало. По телевизору его не показывают, на радио не ставят. Как в анекдоте:

- Виртуоза видишь?

- Нет.

- А он есть.

РОДОМ музыкант, мастерски играющий на сотнях музыкальных инструментов, из Красноярского края. Нынче живет в Берлине, гастролирует по миру, поражая зрителей своей уникальной техникой игры и самими инструментами.

В его руках запоет что угодно. На концерте в Архангельске, что состоялся в минувшую пятницу, 12 октября, Надишана сыграл, помимо десятка народных инструментов, на водопроводном шланге, детском бубне и чайнике. Набор довольно забавный и в руках обычного человека способный только на подвод воды, бренчание и приготовление чая. Другое дело - Владисвар, гость из мистического Кужебара, где не принято думать стандартами. В результате, как на сеансе магии, зрители видели все своими глазами, слышали и не могли этому поверить.

Про Кужебар музыкант говорил часто. На его собственном сайте об этом явлении написано следующее: «Согласно древним легендам, бережно хранимым сибиряками, на юге Красноярского края, на территории Саянского предгорья, нынешних Курагинского и Каратузского районов, жил род, давший начало народностям, проживающим сегодня на территории Южной Сибири».

Сколько в этой истории мистификации, сколько розыгрыша и сколько искренней веры, попытались выяснить после концерта.

- Владисвар, скажите честно, Кужебар - это реальная географическая точка? В отпуск туда можно съездить?

- Попасть можно, но для этого нужно уметь путешествовать по разным уровням реальности. Скажем так, Кужебар - он не входит в нашу географию. Но если вы можете позволить себе перейти на его уровень реальности, то, конечно, для вас есть различные туры.

- Вы же умеете так путешествовать?

- Безусловно, ведь сейчас-то я здесь. Вообще, человек может создавать свою реальность, в том числе и ту, где есть Кужебар. Если же человек ее не создает, то просто идет вместе со всеми, следуя реальности, уже придуманной кем-то другим.

- Ну, тогда скажите, в чем ваша миссия на нашем уровне?

- Моя цель - шпионаж. Больше всего меня интересуют музыкальные технологии, особенности восприятия этого мира. И, конечно, я делюсь своими знаниями с теми, кто готов их принять.

- Наша публика оказалась готова?

- Полностью! Было очень приятно и легко общаться со зрителями.

- А сам Русский Север понравился?

- Я часто живу за рубежом, хорошо отношусь к западной культуре. Однако многие российские города перенимают из нее далеко не лучшие стороны буржуазного общества, при этом теряя свою индивидуальность. А на Севере этого еще нет, именно здесь настоящая Россия.

- Вы привезли с собой около двадцати инструментов, но сыграли не на всех. Почему?

- Я никогда не играю на всех инструментах и заранее не определяю их список. Выбор зависит от самого концерта, от его настроения. Важно ведь не отыграть программу, а обменяться со зрителем энергией.

- Если воспринимать концерт как спектакль, как бы вы назвали сегодняшний?

- Пространственно-временной шпионаж.

- Это интервью прочитают люди совершенно разного склада ума и возраста. И кому-то, например старшему поколению, ваши рассказы про Кужебар могут показаться довольно странными.

- А вы не переживайте за старшее поколение, пишите как есть, может быть, они сами вспомнят Кужебар и все, что о нем знают. Ну а если вдруг посчитают за сумасшедшего, тоже ничего страшного.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН