Вечерний Северодвинск
Номер от 11 октября 2007 г.

«Тук-тук-тук, я ваш друг…»
Ягринские участковые «достали» спиртовиков протоколами

Сосед не выдаст - участковый не «съест»? Это не про сегодняшний день. Нынче сосед въедливый пошел, чуть что: «Алло, милиция?»

НЕРАВНОДУШНЫЕ граждане уже многие годы помогают участковым выявлять точки, где торгуют «паленым» спиртом. В общем-то, ничего особенного люди не предпринимают, а просто жалуются: непрошенные гости «синенького» цвета – покупатели «шила» - и аромат в подъезде испортят, и шума добавят, а то и у теплой батареи поспать прилягут.

В газетах и на улицах, было время, до хрипоты спорили: можно ли с этим мерзопакостным явлением бороться? Судя по тому, что в ягринское отделение милиции с подобными жалобами обращаются все реже и реже, – можно.

По данным отделения, в 2005 году на острове, не щадя живота своего, работали 34 спиртовые точки. Наливали не только в квартирах и комнатах коммуналок, а и в пунктах приема стеклотары, и даже в коммерческом киоске на улице Дзержинского. В прошлом году ягринские спиртовики стали свой бизнес потихоньку сворачивать, хотя какое там потихоньку… Сегодня под милицейской «опекой» находятся восемь шараш-монтаж-разливочных. Что важно - новые не открываются.

- В принципе, ничего удивительного здесь нет, скорее, это закономерно, - уверен сотрудник отделения Михаил Клишов.

- Получается, спиртовой бизнес естественной смертью помирает?

- Можно и так сказать. Народ стал работать и зарабатывать, спрос на «шило» значительно упал. Потребляют его нынче бомжи и совсем уж опустившиеся люди. Даже в неблагополучных, шумных квартирах на столе чаще бутылку «Путинки», а не спирт приметишь во время обхода.

- Может быть, наивный вопрос, но милиция про «нехорошие» квартиры, где «шилом» торгуют, исключительно от возмущенных соседей узнает?

- Где спирт – там драки, разборки и криминал. А граждане пьющие – народ разговорчивый, сами все расскажут: где, у кого и почем брали. Далее – дело техники и настойчивости участкового, он в этом деле огромную роль играет. На моей территории, к примеру, осталась всего одна подозрительная квартира на ул. Свободы, 2. Думаю, скоро и здесь «баста» скажут – себе дороже.

- Экономические меры воздействия?

- По нынешнему законодательству торговца спиртом можно по суду оштрафовать на две с половиной тысячи рублей. А протоколы хоть каждый день пиши, было бы время в засаде посидеть, продавца за руку поймать. Многие ягринские точки были закрыты, что называется, измором – протокол - штраф, протокол - штраф. За неуплату штрафа - арест до пятнадцати суток. Мировые судьи, кстати, на порядок чаще теперь применяют арест в качестве меры воздействия. А ведь торгуют в основном женщины…

- Женщины? Честно говоря, неожиданно…

- Типичный портрет продавщицы «шила» в розницу: незамужняя, не работает, в тесноте растит одного-двоих ребятишек…

- И их, естественно, нечем кормить?

- Точно так. На ул. Макаренко, 5, долгое время дама торговала, все жаловалась на тяжелую жизнь. В прошлом году на ее точку было составлено протоколов больше, чем по всем Яграм. Штрафы она словно с удовольствием платила, наверное, доход хороший был. А все-таки сломалась, бросила, переехала. Наверное, нервы не выдержали – бессонные ночи, дети все видят, соседи ругаются, милиция частит. Еще одна дамочка торгует, детей вырастила, теперь вот внукам помогает. Ей бы в разведку, Штирлицем работать.

- Михаил, а на какие блага можно столь сомнительным трудом заработать?

- Честно говоря, особо разбогатевших на этом деле я не встречал. На иномарках никто не ездит. На хлеб с маслом разве что.

Алла НЕВОЛИНА