Вечерний Северодвинск
Номер от 4 октября 2007 г.

Как актрису Куршеву чуть на сцене не сожгли
А она все равно не разлюбила Северодвинск

Как ни спешила Екатерина Куршева в Северодвинск на юбилей, а вот опоздала. Были на то причины. И все же почти полвека спустя питерский поезд вновь примчал ее на Север, где в далеком 58-м актриса выходила на северодвинскую сцену.

ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА, каким был ваш путь на сцену?

- Я родилась в 1918 году в Новосибирске. С детства бредила театром и вот, окончив школу, поступила в студию при Новосибирском ТЮЗе. Училась с охотой, да так, что актерский диплом я получила не после четвертого, как другие, а после третьего курса. Сразу же пригласили в новосибирский театр «Красный факел», проработала там пять лет, переиграла все главные женские и детские роли. Ведь в ТЮЗе меня готовили как травести (актриса, играющая мальчиков и девочек. – Ред.). Да тут грянула война.

- И вы пошли во фронтовую агит-бригаду?

- Да нет. С первых же дней обивала порог военкомата. Ответ был один: «Актрис пока не берем». Но я стояла на своем, и тогда предложили поступить на курсы медсестер. После чего добилась направления на фронт в самом начале 42-го года. Много пришлось повидать крови и страданий, но тогда было не до личных эмоций. Война – суровая школа.

- Где вы встретили День Победы?

- Это случилось, когда наша дивизия была под Прагой, так что с боями мы прошли пол-Европы.

- В мясорубке Великой Отечественной вы не растеряли актерский кураж?

- Нет, вернулась на сцену легко, словно и не было страшных лет. Хотя повоевать пришлось и после победы, всю дивизию перебросили на Дальний Восток, на войну с Японией.

- Екатерина Петровна, после фронта вы вернулись в родной Новосибирск?

- Нет, пришлось помотаться по стране, поиграть в самых разных театрах. Но потом заболела мама, и меня вызвали домой.

- Снова «Красный факел»?

- Да, я проиграла там три или четыре сезона. А потом снова – театры, сцены, города. Обычная актерская круговерть. Так в 1958 году я оказалась в Северодвинске. Отлично помню те времена. Я никогда не встречала такого дружного и сплоченного коллектива. В памяти остались многие актеры той поры. В Северодвинске я сыграла в трех спектаклях - Нилу Снежко в «Барабанщице», героиню в сказке «Стальное колечко» и в какой-то революционной пьесе. К сожалению, я отыграла у вас только один сезон: война «наградила» меня астмой, и на Севере для меня катастрофически не хватало воздуха. Пришлось перебраться вновь в среднюю полосу.

- Но все же Северодвинск вам запомнился?

- Да уж, еще как! Играем «Барабанщицу». Я раздетая танцую на столе. Ну как раздетая… Это сейчас на сцене все дозволено. А тогда – открытые плечи, короткая юбочка и, главное, роскошные и редкие по тем временам капроновые чулки. Значит, фрау Нила, то есть я, танцует, а партнер, играющий провокатора, держит в руках фотопленку с компроматом: «Танцуйте, фрау Нила, я сжигаю негатив». Он подносит зажигалку к пленке, да оказалось слишком близко, не рассчитал. Пленка и вправду вспыхнула. Герой в панике отбросил ее: один кусок угодил мне на капрон, и второй прямо в волосы. А я играла со своими роскошными кудрями, настоящими локонами. В общем, горю синим пламенем. Зритель аплодирует, думает, что так и надо. А мне не до смеха. Мгновенно сориентировавшись, помреж Саида Дмитриевна выталкивает на сцену актера, игравшего Федора. Тот, как куклу, сдергивает меня со стола, срывает скатерть и набрасывает на меня. В общем, огонь потушил. За кулисами в срочном порядке парикмахеры прицепили искусственные локоны, и спектакль доиграли благополучно. Такая вот память об этом театре.

- Вы вернулись к нам спустя полвека. Как вам показался город?

- Вы знаете, это сказка. Надежда Андреевна Тютева (зав. литчастью. - Ред.) провела меня по старым улицам, провезла по новым районам… Восторг! Но главное, привела к чудом сохранившейся каменной коробке старого театра на Советской. Я даже прослезилась, трогая старые кирпичи. Лучше и замечательнее памятника я не встречала. Значит, в городе помнят театр той поры. Низкий поклон за это вам, северодвинцы. Возвращаюсь в Санкт-Петербург с легким сердцем и с надеждой на новые встречи.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ