Вечерний Северодвинск
Номер от 27 сентября 2007 г.

За партой помор и саам
О той поездке в финскую Лапландию у Татьяны Васильевны Храменковой воспоминаний больше, чем снимков. Видимо, некогда было заместителю начальника управления образования щелкать затвором фотоаппарата, нужно было успеть все осмотреть и пообщаться с коллегами…

В Лапландии садиков нет

- В той майской встрече с соседями – педагогами финского города Рованиеми принимали участие восемь представителей нашей области, – рассказывает Татьяна Васильевна. - Финны, а среди них был и губернатор области Лаппи, показали свои образовательные учреждения и рассказали о системе образования. Она сильно отличается от привычной нам. Например, дошкольного образования (аналогов русских детских садов) в Финляндии нет вообще, с малышами занимаются родители или частные няни, есть небольшие коммерческие садики. Собственно, образование ребенка начинается только за год до поступления в школу.

- В шесть-семь лет финские ребята идут в школу, получают девятилетнее основное образование – тоже очень похоже на нашу систему. А вот затем идет разделение: школьник может продолжить обучение либо в гимназии, либо в ПУ. Гимназия дает среднее общее образование, ПУ – среднее профессиональное. В каждом из этих учебных заведений подросток проводит три года, правда, в последнее время стала распространенной еще одна, третья форма, которая объединяет в себе и гимназию и ПУ, в этом случае получение общего образования затянется еще на год.

В школе основной акцент делается на те же предметы, что и у нас: математика, языки, биология, география, история. Но есть и очень интересные моменты. Например, старшеклассники изучают основы здорового образа жизни, но не по книгам, а в походах и экскурсиях. Все школьники знакомятся с основами религии и этики, занимаются музыкой и даже поют в школьном хоре.

Барабаны на географии

Учебные планы – простые сухие таблицы с чередой цифр в строках – раскрашивают снимки. Вот педагог на уроке географии, жестикулируя, объясняет ученикам новый материал, а за спиной… барабанная установка. Практически в каждом кабинете находятся какие-то музыкальные инструменты, чтобы ребята на переменах могли порепетировать или просто поиграть.

- А рядом с барабанами, кстати, для учеников младших классов всегда лежит коробка с фломастерами. Что еще удивило? Ни запаха табака, ни школьной формы, правда, голых животов и мини-юбок тоже нет. Поразила самостоятельность ребят: в столовой, где бесплатное горячее питание для всех, то же самообслуживание, что и у нас, но школьники убирают за собой намного тщательней. Сами счищают остатки еды с тарелок и ставят посуду в аккуратные стопки. Причем это не под чьим-то пристальным взглядом или по указке, так они воспитаны. Малыши раздеваются сами в коридорах, развешивают свои курточки, и никто у этих курточек не стоит – в охране нет надобности. Так же, как и никто не пристегивает велосипеды, а велосипедистов очень много.

И конечно, большая разница в отношении к учителю. Там профессия педагога – очень престижная, в педагогических вузах конкурс до десяти человек на место. И соответственно заработная плата выше: у нас средняя зарплата педагога 250 евро, а у них – 2,5 тысячи. Правда, и требования к педагогу достаточно высокие.

Впрочем, Татьяна Васильевна уверена: большинство северодвинских педагогов планку финских взяли бы спокойно. И есть пункты, которые финские коллеги взяли себе на заметку, например аттестация педагогов, постоянное повышение квалификации, обмен опытом, методическая работа. Финским педагогам эта русская рутина в новинку.

Когда олени не лучше

В сентябре пожаловали соседи с ответным визитом. Заинтересовали гостей система дошкольного образования, сеть коррекционных услуг, дополнительное образование и разнообразие видов.

- Очень бурно обсуждался вопрос финансирования. Финны удивились пропорции: у них на образование тратится всего 20% муниципального дохода и в школах есть практически все, у нас – 50%, – горько улыбается Татьяна Васильевна. – Мы не стали уточнять, какой бюджет их города, но на эти деньги они без особых проблем содержат и здания школ, и педагогов. Каждый год в финской Лапландии ремонтируются две из полутора сотни школ, причем ремонт идет капитальный.

Мечтают педагоги о сотрудничестве на уровне школ, ведь проблемы и у финских саамов, и у русских поморов одинаковые. Например, и те и другие не могут не задумываться о демографии: финны находят в себе силы шутить («У нас на один миллион жителей два миллиона оленей»), русские с надеждой смотрят на деревни и малышей.

До ноября обе стороны должны подготовить план встреч на следующий год. Добрососедство обещает стать хорошей традицией.

Ирина БАГРИЧ