Вечерний Северодвинск
Номер от 20 сентября 2007 г.

Жил-был кибер-Вася
Взрослые сказки о детях

Ну что, детишечки, отдохнули? К трудам школьным приступили? Правильно, глядишь, и родитель подтянется, от отпускного забвения отойдет – впереди ведь целый учебный год.

Как его начать и с толком прожить? Об этом, а также о мифах современных родителей – педагог высшей категории завотделом Детско-юношеского центра Ирина Гуляева.

- Ирина Сергеевна, школы наконец открыли свои двери, и многие родители забеспокоились: не скажется ли на здоровье чад резко возросшая нагрузка?

- Дети возвращаются в школу расслабленными – это заметно. Но я не согласна с некоторыми психологами, которые утверждают: нагрузку нужно увеличивать постепенно. Если подросток изучал предмет в прошлом году, то довольно быстро адаптируется и в этом. Если говорить о начальной школе, занятия там часто проходят в игровой форме, во вполне щадящем режиме.

- Наверное, все родители хотят, чтобы дети не только в рамках школьной программы развивались. Кружки, секции, клубы – нужно ли на этом настаивать? Тем более что, говорят, подросток нынче ленивый пошел. Ни к чему не стремится, ничего не хочет, времени нет…

- На мой взгляд, это один из самых распространенных родительских мифов. Подростки (я говорю о ребятах 13-17 лет) - самая активная, нет, гиперактивная часть человечества, что самой природой в них заложено. Неактивных просто не бывает, это нонсенс! Если родители или педагоги повесили на ребенка ярлычок «ленивый», значит, либо не разглядели детских интересов и устремлений, либо не смогли ребенка ничем заинтересовать.

Нужно ли насаждать походы в кружки и секции? Нет, не вижу смысла. Совсем другое дело – приложить усилия к тому, чтобы он сам туда сломя голову бежал, чтобы ему это было важно и необходимо. Поскольку рано или поздно свободное время ребенка становится головной болью его родителей.

- Существует и второй сценарий: ребенок, наоборот, мечется от хореографии к самбо, от судомоделирования к футболу. А родители только вздыхают, мол, в кого такой ветреный?

- Что могу сказать – еще один взрослый миф о детях. Каждому человеку свойственно подбирать увлечение, без которого он не может обходиться. Если я не могу не читать, значит найду время на чтение. Сразу ли я поняла, что не могу не читать? Отнюдь. До этого могли быть и хореография, и самбо, и футбол. В общем, не нужно паники! Пусть хоть десять кружков поменяет, но определится с жизненными интересами. На поиски себя ребенку не так много времени отводится, года три, пять максимум.

- А если действительно ни к чему не тянет?

- Думаю, это звоночек, и стоит обратиться к психологу, который сейчас работает в каждой школе. Может быть, это некая демонстрация протеста? Сплин, когда рождаешься уже усталым? В любом случае, апатия к жизни в таком возрасте не вполне естественна. Нужно разбираться, отчего это происходит.

- Ирина Сергеевна, еще одна больная для родителей проблема – домашний компьютер, киберзависимость. Как с этим бороться и нужно ли?

- С одной стороны, это проблема моды. Подростковая мода на то или иное явление была всегда и всегда несла за собой некие отрицательные нюансы. Если сейчас модно рубиться в «стрелялки», дети будут активно стрелять, иначе в глазах одноклассников они будут выглядеть людьми, мягко говоря, несовременными. С другой стороны, это проблема родителей. Часто они сами провоцируют ребенка к бурному общению с «железным другом».

- Каким образом? Ведь папы-мамы категорически против.

- Представьте, сидит один дома пятнадцатилетний кибер-Вася, звонит Васе мама: «Сынок, ты, случайно, не у компьютера штаны просиживаешь? Надеюсь, физику решаешь?» - «Что ты, мамулечка! Не отвлекай, закон Ома штудирую!» - отвечает ей сынок, расстреливая очередного кибердемона. И ведь мама прекрасно понимает, что Вася там, в игрушке, с головой, но как бы верит, как бы контролирует, и совесть ее чиста. А уж вечером-то мы разберемся.

Детей, я уверена, нужно не просто «как бы» контролировать, с ними нужно договариваться о режиме общения с машиной, о наличии или отсутствии пароля, о том, сколько времени у монитора проводить. Чувствуете, что сын или дочь полностью поглощены компьютером? Направьте этот интерес в позитивное русло - отведите в школу программирования или веб-дизайна. Честное слово, там, в социуме, ребенку гораздо интереснее будет.

- А если, Ирина Сергеевна, этот социум заменяет собой Интернет?

- Несмотря на то что многие давно прописались и буквально живут в Сети, Интернет никогда не заменит живого общения. Но я двумя руками «за» Интернет. Считаю, что ребенку нужно дать как можно больше свободы бывать там. Разумеется, контролируя посещаемую интернет-территорию.

- Вот как?

- Да, в Сети он многое узнает и поймет об этой жизни. С разных ее сторон и точек зрения, в любых ее проявлениях.

Беседовала Марина НЕВЕРОВА