Вечерний Северодвинск
Номер от 13 сентября 2007 г.

Комедий «ниже пояса» не ждите
Театр-юбиляр глазами нового руководителя Олега Куртанидзе

С Олегом Куртанидзе мы знакомили читателей ранней весной, когда он приехал в наш театр на разовую постановку. Новый, 71-й творческий сезон он встречает уже в качестве главного режиссера Северодвинского драматического театра. Чем не повод для встречи?

- Олег Амиранович, прежде всего, поздравляем вас с назначением на пост, хотя, согласитесь, для этого шага потребовалась определенная смелость.

- Спасибо за поздравление. Действительно, решение было непростым, ответственность за ним стоит огромная. Прежде всего, это, по сути, новый для меня организм, совсем неизученный. Потом – новый город, а значит, и новый зритель. Если я не ошибаюсь, Северодвинск какое-то время был закрытым.

- Да, и достаточно долго.

- Значит, город с особенным менталитетом, который определяют техническая и гуманитарная интеллигенция. Эти слои в духовном плане объединяет именно театр. И все доброе, что наработано с годами коллективом, хотелось бы обязательно сохранить, исключив любые революционные преобразования. Знаю, что в 90-х годах посещаемость в театре была очень низкой, но труппу удалось сохранить, не допустить развала.

- Когда приехали к нам на первую постановку, было ли что-то, удивившее вас?

- Да, и удивило более чем приятно. Прежде всего, отличная организация творческого процесса, слаженная работа всех производственных цехов, грамотное планирование. Эта невидимая зрительскому глазу жизнь на деле очень много значит. Сейчас главное для меня - как можно тщательней узнать историю этого театра, изучить все подводные течения, найти с каждым из членов труппы общий язык, определить главные точки соприкосновения и в творческом, и в личностном плане.

- Как вы планируете решение вопросов кадровой политики? Согласитесь, труппа очень немногочисленна, что сужает и репертуарные рамки. Скажем, летом из коллектива ушел Михаил Прилуцкий, на плечах которого лежало очень много серьезных ролей.

- Приятно, что администрация театра в лице Алевтины Геннадьевны Голубевой находит выход из положения, посчитав возможным приглашать на разовые роли людей «со стороны». Сейчас в «Прощании в июне» на роль, которую играл Прилуцкий, вводится молодой актер из «Автографа», очень уверенно заявивший о себе с первых же репетиций. Коллеги по сцене встретили его доброжелательно и с пониманием.

- Знаю, что у вас есть актерский опыт. Планируете ли выходить на сцену в собственных спектаклях?

- Только при необходимости. Быть играющим тренером не хочу, не вижу смысла.

- Давайте теперь о планах театра в новом сезоне.

- Про весь сезон говорить пока не решусь. А ближайшие задачи… Прежде всего, 23 сентября в 17.00 мы проведем торжественный вечер, посвященный 70-летнему юбилею театра. 29 сентября сыграем премьеру комедии Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Затем репетиции детского спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Я предполагаю необычное видение постановки. Это будет что-то в стиле итальянского площадного театра дель арте из жизни живых кукол. Следом - поиски новогодней сказки. О дальнейшем говорить пока не могу.

- Олег Амиранович, если можно, чуть подробнее о юбилейном вечере.

- Он будет состоять из двух частей – театральной и поздравительной. В первую, под названием «Необыкновенное чудо», войдут отрывки из лучших спектаклей прошлых лет и текущего репертуара. Ну а вторая, как водится, собственно чествование коллектива.

- Так складывается, что наш зритель активнее ходит на комедии, чем на спектакли других жанров. Вы это будете учитывать в своих планах?

- Конечно, но определил для себя обязательное условие – комедий «ниже пояса» на нашей сцене не будет. Пошлости хватает в бесконечных антрепризах. Низкопробной комедийной продукции не буду допускать ни под каким соусом. Театр не должен опускаться до откровенного китча.

- Будете ли вы приглашать постановщиков со стороны?

- Профессия режиссера, тем более главного, предполагает в себе не должностное, а доказательное начало. Пока контракт со мной заключен до конца года, и за это время я должен доказать, что занял на этом посту свою законную нишу. В силу этого все постановки в предстоящем сезоне решил принять на себя, обойтись без варягов.

- Олег Амиранович, вслед за опытом соседей - Архангельского молодежного и Котласского театров - не планируете ли вы на нашей сцене открытие театральной студии с набором специального курса?

- Вы выступаете в образе провидца. Действительно, многие театры страны успешно решают таким образом кадровые проблемы. Подобные задумки есть. Дело затратное, хотя того вполне стоящее. Но требуется заручиться поддержкой управления культуры, руководителей городской администрации и Совета. И прежде чем выходить к ним с такими предложениями, повторюсь, должен доказать, что нахожусь на своем месте, что свою дальнейшую судьбу намерен связать именно с этим театром, с этим городом, что в завтрашний день Северодвинска мы будем смотреть вместе.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ