Вечерний Северодвинск
Номер от 5 сентября 2007 г.

Право соседей
Мой подъезд – моя крепость

Из разговора двух приятелей:

- Слушай, а как у тебя с соседями отношения?

- Нормально. Я с ними не знаком.

Если при раздаче ваучеров россияне не сразу поняли, что государство их «обуло», то в последующем они уже ничего хорошего от власти не ждали и, как показала практика, правильно делали.

Когда нам преподнесли очередной подарочек – новый Жилищный кодекс, мы, наученные горьким опытом, радоваться не спешили. Хотя, согласитесь, звучало заманчиво, по-революционному – власть - советам, дома – собственникам. Владейте и распоряжайтесь! И тут же холодной водой на темечко: ремонт и содержание – за ваш счет, господа собственники. А все вопросы решайте на общем собрании: наберете две трети голосов - и вперед, к райской жизни на ваших кровных квадратных метрах.

Оно, конечно, приятно владеть многоквартирным домом, его стенами, крышей, чердаком и подвалом, да еще и территорией вокруг этого дома. Даже теоретически. Поскольку на практике чердаки и подвалы на замке, стены и без вашего согласия украшают рекламные щиты, а крыши утыканы антеннами, и никто не торопится платить вам, гордо именующим себя собственниками, за аренду вашего имущества. Про земельный участок, который вы облюбовали под японский садик камней с водопадом, а ваш сосед - под площадку для гольфа, и говорить не приходится. Официальные границы еще не прочерчены, и на месте вашей мечты депутат без спроса может поставить детский городок, а коммунальщики без вашего согласия, зато по просьбе кого-нибудь из жильцов (возможно, такого же собственника, а, может, и нет), вздумают спилить на прописанном вам кодексом участке деревья.

Вроде бы и действует Жилищный кодекс, но пока ощутимых вреда и пользы от него свежеиспеченные собственники не увидели. На него любят ссылаться чиновники и жилищники, но ничего хорошего эти ссылки жителям дома не обещают. Самая главная страшилка – содержание всего и вся за свой счет - нас, конечно, пугает, но кошелек пока не напрягает, и ладно. Тем более, что капитальный ремонт, очередь которого подошла до вступления в силу кодекса, городская администрация с подачи депутатов обязалась провести за свой счет. Между прочим, это почти 70 процентов городского жилья, и сумма требуется астрономическая. Есть надежда, что расщедрится федеральная власть и подкинет регионам на капремонт жилья, но как и когда это будет, не ясно.

Вообще, Жилищный кодекс мало чем отличается от других нынешних законов, чья главная особенность – полнейшая оторванность от жизни. Иначе чем объяснить строгое указание, чтобы жильцы первого (и второго, само собой) этажа в обязательном порядке оплачивали ремонт и содержание лифта? Кроме того, разработчики закона не учли главных особенностей российского среднестатистического собственника: он не умеет быть собственником, он боится быть собственником, у него нет средств, чтобы быть собственником. И с самой собственностью неувязочка вышла: она у нас не просто многоквартирная – она многоподъездная, а это согласитесь, многое усложняет.

Сам по себе подъезд – это уже вселенная в разрезе. Попробуйте уговорить жильцов первых этажей на ремонт крыши или лифта? Над ними не каплет. И лифт им без надобности. Иной раз из-за обычной лампочки на лестничной площадке соседи могут такой сыр-бор развести, что уж говорить об общих собраниях собственников, которые необходимо проводить по каждому чиху. Фантастикой будет уже то, что кому-то удастся собрать достаточное для кворума количество жильцов многоквартирного дома, а уж решить на нем что-то двумя третями голосов – это невозможно в принципе.

Мои родители до сих пор живут в Новокузнецке, в 23-подъездной пятиэтажке. Совсем нетрудно представить, как отзовутся 22 подъезда на просьбу жильцов одного сделать в нем ремонт. В северодвинских домах подъездов поменьше, но суть та же. Проблемы жильцов одного подъезда мало волнуют жителей остальных. Ремонты лифтов, подъездов, установка дверей, домофонов, замена стояков холодного водоснабжения отдельно взятого подъезда тут и там натыкается на непонимание жителей остальных подъездов.

Несуразности с лифтом, вернее, с оплатой его содержания и ремонта, жителями первых этажей, возможно, скоро из кодекса исчезнут. В Питере буквально на днях приняли специальное постановление, где говорится, что «с первого августа текущего города приостанавливается начисление платы за содержание и ремонт лифтов гражданам, проживающим на первых этажах многоквартирных зданий, а также жителям домов, подъезды которых не оборудованы лифтами». А поскольку это проблема не только Питера, а всей России, в городе на Неве срочно готовят предложения по изменению Жилищного кодекса, и Матвиенко лично обещала отвезти их в Госдуму и способствовать их скорейшему принятию. И что-то подсказывает, что поправки примут. Это в любое другое время подобные инициативы, дойдя до Госдумы, остались бы пылиться в каком-нибудь темном уголке. А тут выборы на носу, это значит, что будут не только обещания, но и подарки избирателям. Один, например, нам уже сделали: повысили МРОТ.

Наши депутаты решили идти дальше и готовят обращение в Госдуму с настоятельной просьбой, чтобы разработчики Жилищного кодекса подумали над новой нормативной единицей – «часть многоквартирного дома – подъезд», поскольку жизнь давно доказала, что для принятия многих решений, согласия большинства собственников, которого добиться очень непросто, не требуется. Подъездом же легче и проще держать оборону и решать свои «собственнические» вопросы. Правда, придется научиться договариваться с соседями, а для этого с ними нужно как минимум познакомиться.

Елена ОГОРОДНИКОВА

Свои люди – сочтемся?

Сможете ли вы при необходимости найти общий язык с соседями по подъезду и тем более по всему дому?

Ирина Печеницына, медсестра:

- Думаю, я смогу найти со своими соседями общий язык. С каждым человеком можно договориться. Просто кричать не нужно! Однажды потребовался ремонт на крыше – и нам удалось убедить соседей, что он необходим. Правда, долго пришлось уговаривать.

Анна Селиванова, продавец:

- Мы с соседями вполне понимаем друг друга. К тому же живем в кооперативном доме и к общим собраниям уже давно привыкли. Нужно ли выделять подъезд из дома? Это зависит от проблемы. Что-то нужно решать сообща, а что-то удобнее сделать соседям по подъезду.

Евгений Воробьев, инженер:

- Нет, не всегда можно договориться. Недавно у нас прошло общее собрание собственников – и ничем не закончилось! Впрочем, когда нужно было менять стояк, заявление подписали все. Ведь года четыре мы стояли в планах у домоуправления, а воды не было лет пять!

Анна Игоревна:

- Дому нашему уже 27 лет, есть проблемы. Живем на последнем этаже, крыша протекает, а соседям не всем есть до этого дело, над ними-то, как говорится, не каплет! Хотя договариваться можно и нужно. Наверное, удобнее было бы решать проблемы в каждом подъезде отдельно.

Алексей Шалыгин, продавец:

- В общем-то, удается договариваться с людьми. Но не всегда. Когда всем что-то нужно, кто-то может и «зажать» деньги. Но с нормальными людьми договориться можно. Только и такие есть, с которыми не то что разговаривать – и жить-то на одном этаже нельзя!

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН