Вечерний Северодвинск
Номер от 30 августа 2007 г.

По ком воет сирена?
или Откуда нам ждать неприятностей

Слухи, домыслы и предположения, возникшие нынешним летом по поводу смерти голубей и раннего листопада, естественно, крутились вокруг особенностей северодвинской экологии. И в очередной раз заставили призадуматься: а кто нам скажет, что произошло, и что делать, если завтра беда?

Тишина в эфире

Воющая на весь город сирена всегда тревожит, такая уж у нее функция. И каждый раз задаешься вопросом: а учебная ли это тревога? Как отличить тренировку от фактической угрозы, рассказал начальник службы гражданской защиты управления по городу Северо¬двинску ГУ МЧС России по Архангельской области Андрей Крылов.

- Тренировки с использованием звукового сигнала проходят постоянно, несколько раз в году. Их график утверждается в администрации города, и о предстоящих учениях население заранее информируют по радио, телевидению и в газетах. Если же возникла реальная угроза и сигнал подается без предупреждения, сообщение об опасности обязательно параллельно транслируется в радиоэфире.

Конечно, радио в этот момент слушают далеко не все, поэтому используется громкая связь патрульных машин милиции и ГИБДД, а также специальных машин, оснащенных мощной звуковой аппаратурой. Кроме того, на многих предприятиях города существует своя система оповещения, которая также продублирует сообщение.

Самые же крупные предприятия обязаны обладать настолько мощной звуковой системой, чтобы зона ее действия была не менее 5 километров от завода. В идеале зоны оповещения всех предприятий полностью покрывают город. Однако сегодня это только проект единой сети. Стоимость такого оборудования очень высока.

Три крупные…

Три основных фактора риска в нашем городе - это выброс радиоактивных веществ, хлора и аммиака. По утверждению специалистов, пресловутый атомный взрыв, которым пугают детей, в нашем городе невозможен. Очень хочется верить.

Радиоактивный выброс. В случае такой аварии немедленно срабатывает сирена и начинается эвакуация людей из опасной зоны. Держать радиоактивный выброс в тайне никто не будет, повторения ситуации с Чернобылем не допускает закон.

Наши же действия в такой ситуации просты. Поскольку основную угрозу представляет радиоактивная пыль, необходимо укрыться в помещении и максимально его загерметизировать. Самый простой вариант – сырая ткань, проложенная вдоль швов и щелей дверей и окон. Плюс марлевая повязка и прием йодистого калия или раствора нескольких капель йода в молоке или воде. Это – если повезет и все нужное окажется под рукой.

Хлор. Ждать неприятностей по этому пункту приходится со стороны цеха №19, водоочистных сооружений и базового склада. Три года назад произошла разгерметизация одного из контейнеров, но угроза была устранена на месте. Если же газ попадает в город, хорошего ждать не приходится – хлор расползается по улицами, отследить его перемещение бывает непросто. Защита проста: хлор – тяжелый газ, стоит подняться хотя бы на второй-третий этаж, и опасность резко снижается. Плюс ватно-марлевая влажная повязка. Лучше пропитать повязку содовым раствором – хлор полностью нейтрализуется. Но главное - вверх, вверх и еще раз вверх.

Аммиак. Его запасы в нашем городе сокращаются. Хладокомбинат и мясокомбинат переходят на фреон. Аммиак – летучий газ и не так опасен, как хлор, но все зависит от концентрации. Защита уже знакома: закрытые окна, герметизация, повязка.

И еще. Любой источник информации - телевизор или радио должны работать. Информация о том, как необходимо себя вести в сложившейся ситуации, о способах защиты и сообщение об эвакуации могут стать для вас настоящим спасением.

…и сто мелких

Радиация, хлор и аммиак – опасности серьезные и массовые. Дай Бог, чтобы не пришлось применить знания на практике (хотя помнить их необходимо). Но гибнем мы вовсе не от этих угроз. В городе хватает и других – не таких грандиозных, зато постоянно действующих. Константин Окулов, начальник северодвинской аварийно-спасательной службы, знает их отлично.

- Люди гибнут. Стало больше машин, стало на порядок больше ДТП, на порядок больше жертв. Причем огромное число аварий происходит по вине пешеходов. О таксистах и маршрутках я уже не говорю.

Гибнут на пожарах, которых тоже все больше. Гибнут на воде. Практически ни у одного рыбака, промышляющего на резиновой лодке, нет спасжилета. Порыв ветра, лодка перевернулась, и мы выезжаем на очередные поисковые работы. Купаются под хмелем и тонут из года в год.

А какую угрозу представляет старый жилой фонд? Ветхие дома, держащиеся на одном честном слове, – это самая настоящая угроза, и жертв будет немало. Также хватает умельцев, самовольно подключающих газовые плиты. Еще памятен случай со взрывом на Кирилкина, 13, благо обошлось без жертв.

По сути же, угроза у нас с вами одна – личная безответственность и всеобщее грубейшее пренебрежение мерами личной безопасности. И сирена при таких раскладах должна звучать у нас в голове, и чем чаще, тем выше шанс на спасение.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН

Одна надежда на радио…

Школьный курс ОБЖ, как видно из опроса, забывается сразу после окончания учебного заведения. Горожане не только не знают, где находится ближайшее бомбоубежище, но и не представляют, какие действия нужно предпринимать в чрезвычайной ситуации.

Ольга Вовк, медик:

- В моем доме постоянно работает проводное радио, поэтому о чрезвычайном положении в городе узнаю сразу. Правда, не имею представления, что я буду делать, если услышу сигнал тревоги. Когда звучит сирена, особо не волнуюсь – знаю, что идут учения, об это обычно заранее предупреждают в газетах и по городскому телевидению.

Валерий Захаров, пенсионер:

- Раньше я знал, что нужно делать в чрезвычайной ситуации, даже знал, где находится ближайшее бомбоубежище. Сейчас – нет. Слышал вроде о том, что все они уже давно закрыты и не готовы принять горожан в случае непредвиденной опасности. А сигналов тревоги в городе ни разу не слышал, даже учебных, да лучше и не слышать.

Галина Мишина, пенсионер:

- Знаю, что при громком сигнале, поданном сиреной, нужно сразу спасаться – эвакуироваться. Правда, куда – ума не приложу. Вой этой сирены в нашем городе слышала не один раз, но никак не реагировала, продолжала заниматься своими делами, это же учения. В критической ситуации надеюсь только на радио, оно в нашем доме работает постоянно.

Яков Оказий,

житель Рикасихи:

- В нашей деревне в любой ситуации выход один – выйти на улицу, никаких бомбоубежищ, насколько я знаю, нет. А в вашем городе… Окажись я на улице, ничего делать не буду, да и не знаю, что тут можно сделать. Я ж ваших сирен никогда не слышал и не знал даже о том, что в случае чрезвычайной ситуации они кого-то оповещают.

Сергей Алексеевич, таксист:

- Обычно учения в городе проходят днем, я в это время сплю после ночной смены. Но даже если и услышу, ничего не буду предпринимать – как обычно стану заниматься своими делами. Но радио проводное в доме постоянно работает, если что, положусь на него. Да и по телевизору должны будут что-то сказать, так что надеюсь быть в курсе.

Спрашивала Ирина БАГРИЧ